Paбoтa нa изнoc, мoлoдыe aктpиcы, пpивычки: чтo пoдтoчилo Oлeгa Янкoвcкoгo paньшe вpeмeни

Ему было 65 лет, когда его не стало. Натурой он был страстной, можно даже сказать – глубоко порочной; и если бы не эти страсти, то кто знает, может, артист и по сей день был бы с нами. По сей день Олег Янковский остается знаковой фигурой нашего кинематографа.

***


Начать надо с того, что Олег Иванович – потомственный дворянин, и это действительно так (по отцовской линии — польские дворяне, по материнской — русские). Отец служил штабс-капитаном в Семеновском полку, в гражданскую войну перешел на сторону красных под управление М. Тухачевского. Однако в 30-е годы он был репрессирован и вместе с семьей отправлен в ссылку в Казахстан.

Детство Олега и его братьев прошло в переездах. Таджикистан, Минск, Саратов. Вот как сам актер позже расскажет о своем детстве:

«А потом в одночасье все кончилось: отца в очередной раз забрали, мать, которая никогда прежде не работала, осталась с тремя детьми на руках. Так что коньки, велосипед или — чуть позже — загадочный мир, мерцавший за соседскими стеклами пузатой линзой первого телевизора, — все это существовало не для нас. Но мы даже не испытывали зависти, потому что хотеть этих роскошных вещей было нельзя, не принято, не полагалось…» (с)

Позже, став известным, он свое детство сполна компенсировал. В материальном плане у него было вообще все, о чем только мог мечтать советский человек. И у его сына и внуков тоже было все: полная семья, образование, досуг, развлечения.


Окончив училище в 1965 году (его дипломной работой был Тузенбах), Янковский был принят в труппу Саратовского драматического театра имени Карла Маркса.

***

На Людмиле Зориной он женился еще будучи никому неизвестным, начинающим провинциальным актером. Надо отдать ему должное: принцип быть женатым на одной женщине был железным. Впоследствии какие только женщины не вились вокруг него; какие только слухи о романах не цвели буйным цветом… А женат он до последнего дня был на одной женщине.

Людмила занималась сыном, муж же почти все свое время посвящал работе. Постепенно она стала «женой Янковского», выбрав между работой и семьей – семью.


***

Я читала, что в «Ленкоме» была троица любителей промискуитетных связей: Абдулов, Збруев, Янковский. Они заключали между собой пари, глядя на начинающих актрис: какая кому достанется, чья первая будет и т.д.

Некоторые его романы были длительными, другие ограничивались несколькими встречами. К примеру, Проклова рассказывала о двух годах периодических встреч. Более того, она рассказала даже о том, что была в положении, но избавилась от ребенка.

Конечно, законная супруга не могла не знать об этих слухах.

Но актерская чета была непоколебима. Слухи – слухами, а семья – одна и на всю жизнь. Этот принцип Олег Иванович соблюдал железно. Никогда ни одной из своих пассий он не дал надежды на то, что оставит жену. Как считаете, это свидетельствует о нем, как о надежном мужчине?…

На съемках фильма «Сентиментальный роман» Янковский и Проклова были коллегами.

***

Масла в огонь и без того полыхающей репутации Янковского подлил Марк Рудинштейн. Он выпустил аж целую книгу, в которой рассказывал о закулисье актерского мира. Олега Ивановича он в книге описал под псевдонимом «Народный», и портрет этого персонажа получился пренеприятный: алкоголь рекой; отношение к женщинам, как к вещам; беспринципность. Досталось в той книге не только Янковскому, некомплиментарные портреты Михаила Ефремова и А.Абдулова тоже имели место быть.

«Жадноват Народный, ох жадноват. Ни рубля в Сочи не тратит: единственный в гостинице «люкс» за девятьсот долларов в сутки ему оплачивает «Кинотавр». Приемы, устраиваемые в этом самом «люксе» для полезных Народному людей, — тоже.

Нет, время от времени он делится со мной деньгами, которые щедро дают ему «поклонники таланта». Но эти суммы не покрывают даже ресторанных счетов Народного» (с)

Олег Янковский, президент фестиваля, и Марк Рудинштейн, продюсер, на пресс-конференции на «Кинотавре»

***

При всем своем «букете» сложной личности, Янковский еще и работал на износ. В его фильмографии 107 работ, а ведь он еще и до последнего работал в «Ленкоме».


Трудоголизм, кстати, свойственен людям пограничного склада личности. Трудоголизм забивает еще один гвоздь в крышку раннего ухода, потому что уметь балансировать на грани отдых/работа – это уметь надо. А у Янковского все было чрезмерно, все было в в больших количествах – любовь, женщины, работа…

хф «Мой ласковый и нежный зверь» (1978). Предложение сыграть следователя Камышева в фильме Эмиля Лотяну Янковский принял не сразу, но в итоге согласился.

Десятилетие 1973–1983 можно смело назвать «временем Олега Янковского» в отечественном кино. Такого количества ролей разного плана (актер снимался в пяти-шести фильмах в год, и все работы классные, проходных нет) мало кто имел из его коллег.



хф «Влюблен по собственному желанию» (1982). Евгения Глушенко уже была утверждена на главную женскую роль и убедила режиссера пригласить Янковского. По ее словам, только он мог бы «играть джентльмена, даже опустившегося», поскольку он «настоящий аристократ».

***

Отдельным поводом для сплетен всегда были взаимоотношения Олега Ивановича с его невесткой, женой сына Филиппа Янковского. Оксана Фандера, по семейным заветам, стала единственной женой Янковского-среднего.

При жизни Олега Ивановича у него были теплые взаимоотношения с Оксаной. Поговаривали, что свекр ее морально поддержал в те годы, когда у его сына стартовала зависимость и тот почти регулярно бывал в несознанке. Чтобы уговорить Оксану не разводиться с сыном, Олег Иванович приложил все свое актерское обаяние. И она осталась.

Олег Янковский с супругой и сыном, слева — Оксана Фандера.

Ну и после появления внуков на свет разве можно отпустить невестку на все четыре стороны?… Нет, она стала членом семьи, которого уже нельзя было отпустить восвояси.


***

Сейчас Фандера живет в Грузии (кстати, интересное наблюдение: ее за отношение к политическим событиям не песочат, хотя другим уехавшим артистам в СМИ раздают по первое число). Но Фандера и позицию свою выражает очень мягко, не агрессивно, как-то метафорически, что ли.


Каждый год она вспоминает свекра в дату его ухода из жизни. У вас есть знакомые, которые вот так бы рьяно скучали по свекру/свекрови?… Гипертрофированная у нее реакция на его уход. С другой стороны, а что еще ей постить? Светлые высокие чувства к покойному свекру, видимо, заходят аудитории. Драматично все так.

Оксана Фандера регулярно вспоминает своего звездного свекра. Фото из соц сетей Оксаны Фандеры.

***

В 2009 году вышла последняя картина с Янковским. Члены съемочной группы хф «Царь» говорят, что на съемках Олег Иванович веселился и шутил с коллегами. Об ухудшении его здоровья никто не знал: он выполнял свою работу на все сто; носил тяжелые облачения митрополита и кандалы, в перерывах отдыхал, покуривая любимую трубку.




хф «Царь» (2009)

***

Также рассказывают, Янковский шутил, что после роли человека, причисленного к лику святых – уже «и играть-то некого». По иронии судьбы эта его фраза обрела буквальный смысл: артист скончался от рака 20 мая 2009 года, спустя три дня после показа фильма «Царь» на Каннском фестивале.



По материалам — Истории любви и расставаний

©