«Мне грустно на тебя смотреть»: стихотворение Есенина, которое поймут лишь те, кому за 50

Общество не может отвернуться от тех, кому предстоит шагать в старость. Наверное, потому, что мы все медленно и верно туда идем, и все мы там будем.


Вот и звучат отовсюду жизнерадостные призывы жить до 100 лет, что в 50 жизнь только начинается. О том, что вся дурь выветрилась, а то, что нужно и ценно — осталось. Опыт, мудрость, ум. А медицина и косметология позволяют в 50 выглядеть на 30.

Хочется верить в это всей душой. Хочется, чтобы так было. Но ведь мы понимаем, что это не так. Что после 50 — больше «осталось», чем «предстоит». И что вместо трепетного сердца — скептицизм и прагматичность.

Да, хватает ума жить лучше, чище, проще. Хватает ума не делать резких движений, никого не обижать, не предавать и не подставлять своей наивностью и простодушием, своей недальновидностью, свойственным юности. Но — «замри и ничего не делай» — это не жизнь, а существование.

К сожалению, в 50 лет не дано испытать того, что можно испытать в 20. Безудержные юношеские порывы, первая любовь, светлые надежды, безграничное доверие к миру, вера в людей, в доброту и взаимовыручку. Это все уходит с возрастом навсегда. В никуда.

Пушкин писал в своем стихотворении «Элегия» о том, чем можно заниматься в старости. «Упиваться гармонией», например. Читать сложную литературу, смотреть арт-хаусные фильмы, вникать в идеи философов. Но это снова все — где-то в уголочке, с краешку, в тишине. А жизнь — это дорога, на которой удержаться можно только в одном положении, а именно — двигаться, но дорогу эту придется уступить молодым.

Пушкин пишет «любовь блеснет улыбкою прощальной», но ведь поэт не дожил до седин и дыхательной аритмии. С таким талантом, как у Александра Сергеевича, женщины бы до 90 лет на руках носили и души в нем не чаяли. А что остальным делать?

Тем, кто крепкий ремесленник, но Бог таланта не отвесил?

Нелегко спускаться с Олимпа, на котором тебе так вольготно жилось, а приходится. Нелегко принимать к сведению, что тебе 50, а через 10 лет — 60. А потом 70 и 80. Но 80 — не гарантировано, это либо какое-то удачное попадание в статистику, либо такая жизнь, что и даром не надо. Хочется ясного ума и крепкого духа.


Я общаюсь со своими пожилыми родственникам, с престарелыми соседями, с педагогами и воспитателями, которые меня помнят еще крохой, когда я пешком под стол ходила. Конечно, я с улыбкой говорю, как они хорошо выглядят, шучу, что мне бы так в ваши годы (например, одна дальнозоркая бабушка видит номера маршрутов автобусов лучше, чем я, близорукая, во внучки ей годящаяся).


На самом деле, когда я вижу всех этих людей, которых я уважаю, ценю и люблю, желаю им долгих-долгих лет жизни, на ум приходит строчка Сергея Есенина «Мне грустно на тебя смотреть». Кажется, что они не заслужили того, что с ними творится в данный момент, а именно — своей старости, своего увядания: снижения слуха, давления, резей, болей, слабой концентрации памяти, они заслужили прекрасной, здоровой, перспективной жизни, в которой можно мечтать, хохотать, преодолевать трудности, чтобы гордиться собой.

Но… всему свое время.

Вот и Сергей Есенин пишет о том, что не нужно в холодный период зимней стужи искать под слоем снега нежные цветы. Нет их там. И никогда не будет. Нужно принять свой возраст и прожить эти годы с достоинством, без допинга и самообмана.

«Мне грустно на тебя смотреть»

Мне грустно на тебя смотреть,
Какая боль, какая жалость!
Знать, только ивовая медь
Нам в сентябре с тобой осталась.


Чужие губы разнесли
Твое тепло и трепет тела.
Как будто дождик моросит
С души, немного омертвелой.


Ну что ж! Я не боюсь его.
Иная радость мне открылась.
Ведь не осталось ничего,
Как только желтый тлен и сырость.

Ведь и себя я не сберег
Для тихой жизни, для улыбок.
Так мало пройдено дорог,
Так много сделано ошибок.


Смешная жизнь, смешной разлад.
Так было и так будет после.
Как кладбище, усеян сад
В берез изглоданные кости.

Вот так же отцветем и мы
И отшумим, как гости сада…
Коль нет цветов среди зимы,
Так и грустить о них не надо.

1923 год


По материалам — Мадам Хельга


©