Светлана Немоляева и Полина Лазарева 

«Гдe тaлaнт, тaм и кpacoтa.» Cвeтлaнa Нeмoляeвa — aктepcкoe coзвeздиe Тeaтpa имeни Мaякoвcкoгo

В Московском академическом театре имени Владимира Маяковского народная артистка РСФСР ( 1980 г.) Светлана Владимировна Немоляева служит почти 65 лет — с осени 1959 года. Давно преклоняюсь перед ее талантом. Помня о том, что совсем скоро актриса из яркого созвездия Театра имени Маяковского празднует день рождения, решила поделиться впечатлениями о сценических работах, в которых довелось ее увидеть. Но строго выбрала только три, произвольно назвав «эпохой» режиссера Миндаугаса Карбаускиса в творческой судьбе большой театральной актрисы.


Светлана Владимировна с коллегами, артистами Театра имени Маяковского Анной Ардовой, Игорем Костолевским и Анатолием Лобоцким

Театр имени Маяковского в жизни Немоляевой появился не совсем случайно. В творческой семье, где ей выпало счастье родиться, к этому театру имел отношение брат отца, Константин Немоляев играл на знаменитых подмостках Театра революции, затем Московского театра драмы. И как водится в дружных семьях, племянница много времени проводила и с дядей.

Светлана Владимировна вспоминает, что смотрела все спектакли с его участием. И себя с детства видела только на сцене. Но на прослушивание в любимый театр попала только через год после получения диплома Щепкинского училища, Пришла в один день с Александром Лазаревым. Оба были приняты, а весной 1960-го молодые артисты стали мужем и женой. Так и играли на одной сцене, пока в 2011 году народный артист РСФСР ( 1977 г.) Александр Лазарев не ушел из жизни.

Спектакль «Таланты и поклонники», режиссер Миндаугас Карбаускис

За полвека службы театру, к приходу в 2011 году нового художественного руководителя, Немоляева переиграла множество ролей в постановках Андрея Гончарова и Сергея Арцибашева. Но так сложилось, что практически все свои театральные награды получила за роли в блестящих сценических работах молодого режиссера Карбаускиса. Судите сами.

Национальная театральная премия «Золотая маска» в номинации «Лучшая роль второго плана» — спектакль «Таланты и поклонники». «Золотой диплом» фестиваля «Золотой Витязь» за ту же роль — Домны Пантелеевны Негиной. Следующая работа в постановке Карбаускиса, и снова успех. Театральная премия «МК» в номинации «Лучшая женская роль» ( Анна-Регина в спектакле «Кант»). Тот же образ — и премия «Звезда театрала» в номинации «Лучшая женская роль второго плана».

Народная артистка РСФСР (1980 г.) Светлана Немоляева в родном театре

Первая постановка тогдашнего художественного руководителя, талантливейшего режиссера литовского происхождения Миндаугаса Карбаускиса — пьеса А.Н. Островского «Таланты и поклонники» — была второй в истории Театра имени Маяковского.

Пьесу классика драматургии в трактовке Марии Кнебель на именитой сцене зрители видели прежде . Тогда Немоляева выходила на подмостки в роли молодой Саши Негиной. Свою игру актриса в одном из интервью прессе расценивает весьма критично, жалеет, что в то время не было такой интересной режиссерской интерпретации.

Спектакль «Таланты и поклонники» режиссера Карбаускиса. Артисты Светлана Немоляева и Ефим Байковский


В спектакле 2012 года поклонники творчества Миндаугаса Карбаускиса в очередной раз убедились в деликатности новаторства режиссера. Решая актуальные задачи, постановщик оставляет во главе угла вневременную мудрость Островского.

Ведь не всегда при интерпретации классики удается убедить зрителя, что мысли и поступки героев не нашего времени, созвучны помыслам живущих в нынешних реалиях.

В «Талантах и поклонниках» Театра Маяковского как-то сразу в частностях личной жизни узнаешь вечные проблемы этого мира. Искушение богатством, выбор между служением таланту, данному свыше, и тихой семейной жизнью, необходимость противостоять интригам в противовес личным нравственным убеждениям. Ох, и непросто жить в любые времена.

Героиня Островского Саша Негина свой жизненный выбор делает на глазах у зрителя. Отказавшись от влюбленного в нее жениха, она выбирает театр. То ли авторы сумели так тонко убедить, то ли собственные ориентиры сработали, но мои симпатии на стороне героини.

Судьба подарила ей возможность через любовь богатого помещика Великатова устроить безбедную жизнь и оставаться на сцене. Хочется думать, что молодая Негина не разочаруется. Во всяком случае, игра актера Михаила Филиппова дает надежду верить в искренность чувств его героя. А деньги, так — приятный бонус.

Домна Пантелеевна Негина и ее дочь Саша, артистки Светлана Немоляева и Ирина Пегова

Светлана Немоляева сюжетно занимает место героини второй линейки. Именно так и называется полученная за эту работу награда — Национальная театральная премия «Золотая маска» в номинации «Лучшая женская роль второго плана».

Но красотой своей игры артистка всегда на первой линии. А в кругу своих блистательных коллег звезда Немоляевой сияет еще ярче. «Где талант, там и красота», — верно сказал Островский устами еще одного героя этой пьесы.

Образ Домны Пантелеевны Негиной не сведен до уровня бойкой бабенки ( выражение самой актрисы) с острым языком. Хотя соблазн такой мог возникнуть, чаще всего матушка юной героини так и играется. Хотя что тут говорить напрасно, в постановках Карбаускиса таких искушений просто не бывает, режиссер всегда все делает гораздо умнее и тоньше. А по признанию актрисы, она следовала мысли постановщика.

Не скрою, во мне говорит безусловная любовь к Театру Маяковского, высочайшее почтение к таланту Карбаускиса и нескрываемое умиление по отношению к Светлане Владимировне Немоляевой.

Негина-старшая и Нина Смельская ( артистка Анна Ардова )

Домна Пантелеевна, конечно же, за словом в карман не лезет, благо что классик щедро наполнил его острой мыслью: — » Такие нежности при нашей бедности !» Но внешняя разудалость не отменяет ее душевности, чуткого понимания дочери и уважения к свободе ее выбора. Она мудра и добра, нужда не заслоняет разумность и сердечность перед искушением богатством.

Радует, что в постановке не нагнетается трагичность ситуации. Автор пьесы презентует свое творение как комедию, эта мысль остается в силе и в постановке.

Так, старшая Негина предстает перед зрителем чрезвычайно живой женщиной слегка за сорок. Да, слегка . Так мило обыгран этот момент — когда рассказчик озвучил возраст, актриса забавно пожимает плечами. Ну да, не слегка, и что?

Премьера состоялась в январе 2012 года, когда актрисе было немногим за семьдесят. В ее игре в полную силу проявились все восхищающие свойства возрастных актеров — особая сценическая свобода, тонкое чувство образа, бесконечное обаяние. И наконец, ее неповторимый голос, отшлифованный годами опыта, гибко следующий за каждым проявлением чувств. Во всем чувствуется несокрушимая сила актерского дара этой хрупкой внешне женщины.

Сцена прощания на вокзале

Вообще, все работы в этом спектакле очень высокого качества. При интересной постановочной идее актерская игра всегда смотрится выигрышнее. Кажется, что в первой своей постановке на сцене знаменитого театра режиссер сразу выложил все козыри. Но, конечно же нет, Игорь Костолевский, Михаил Филиппов, Анна Ардова, Виталий Ленский — только частичка прекрасной труппы.

Сценическое пространство, как и водится в спектаклях Карбаускиса, оформил Сергей Бархин. Эта заметная с ранних совместных с режиссером постановок тяга к песочному цвету придает атмосфере какой-то теплоты и жизнелюбия. А костюмы героев только подчеркивают мысль создателей — проблемы, рассматриваемые в пьесе, не имеют «срока давности», они вне времени.

Ирина Пегова и Светлана Немоляева

Главную героиню в премьерной версии играет Ирина Пегова. Приглашенная актриса, которую с режиссером связывают прежние работы в Театре Табакова, к тому же они оба выпускники курса Петра Фоменко. К слову, одна из You Tube- версий спектакля как раз с премьерным составом.

Мне же довелось видеть постановку, когда актерский состав немного изменился, юную Сашу Негину теперь играет Полина Лазарева. Наверное, большая удача для молодой актрисы играть на одной сцене с бабушкой.

Радует, что спектакль по-прежнему в афише Театра имени Маяковского, ближайший показ 16 мая 2024 года.

Светлана Немоляева и Полина Лазарева, актрисы Театра имени Маяковского

Следующей работой Немоляевой в постановке Миндаугаса Карбаускиса стал спектакль «Кант» по пьесе Марюса Ивашкявичюса. И опять успех у зрителя и в профессиональном сообществе. Актриса стала лауреатом премии «Звезда театрала-2014» в номинации «Лучшая женская роль второго плана». И театральная премия «МК» в номинации «Лучшая женская роль» тоже присуждена ей, звезде Театра Маяковского.


Светлана Немоляева в спектакле «Кант»

Светлана Немоляева в спектакле-философской трапезе выходит в образе сестры милосердия. Ее Анна-Регина один из трех женских образов. Этот своеобразный спектакль стоит посмотреть. Даже очень стоит. В конце концов, не так часто на сцене присутствует Кант. Пусть и в юмористическом ключе. Да и действие на самом деле закручивается по всем канонам увлекательности.

Смотреть спектакль забавно со всех сторон. Да, и в буквальном смысле. Так своеобразно обустроено пространство. Но тем не менее, могу предположить, что не всем зрителям придется по вкусу такой обед в компании философа. Но кто досидит до «десерта», останется доволен.

Немоляевой в спектакле не так много. Но зато какой! Вышла, всех в себя, как всегда, влюбила, Вот и подумаешь, не зря даются театральные премии.

Спектакль «Плоды просвещения»по пьесе Л.Н.Толстого

Светлана Владимировна всегда очень уважительно отзывается о Карбаускисе, отмечает ум и доброту молодого человека. Для нее пятидесятилетний режиссер, конечно, молодой человек. Она так и говорит.

Когда художник задумал ставить пьесу Льва Толстого «Плоды просвещения», он поделился со Светланой Владимировной своими сожалениями, мол, очень хочется видеть актрису и в новой работе, но ума не приложит, в какой роли.

Здесь нужно коротко напомнить, что «Плоды просвещения» в трактовке Петра Фоменко уже шли в свое время на сцене Театра Маяковского. И новая версия 2015 года стала неким поклоном благодарного ученика учителю. Немоляева в прежней постановке играла Анну Павловну Звездинцеву.

И вот в ответ на раздумья Карбаускиса народная артистка предложила сыграть в его спектакле роль кухарки Лукерьи. На что режиссер улыбнулся и отметил, что это хулиганский поступок.

И вот уже почти десяток лет Немоляева «хулиганит» добрую половину второго отделения, когда действие в барском доме из парадной его части перемещается в людскую.

«Плоды просвещения» — спектакль чрезвычайно живописный. И невообразимой красоты талант большой актрисы пришелся зрелищу кстати.

Сцена с курскими мужиками

Светлана Владимировна активно работает на сцене родного Театра. На сегодняшний день она занята в семи спектаклях — «Плоды просвещения» , «Кант» «Женитьба» ,»Как важно быть серьезным» , «Истории» , «Бешеные деньги» и «Таланты и поклонники».

Это ли ни подтверждение высочайшей востребованности актрисы, которая 18 апреля встретит свой 87-й день рождения.

По обыкновению, даю ссылки на You Tube-версии спектаклей, о которых шла речь. И ссылку на рекомендательный обзор постановки «Плоды просвещения», который сделан на канале ранее.

Артистки Светлана Немоляева и Полина Лазарева в спектакле «Бешеные деньги»



По материалам — Фильмошная

©