Фильм «Зoлушкa» кaк кoмeдия oб CCCP

Любая экранизация, равно как любая перепевка «старой песни о главном» — отражение своего времени. Поэтому вариант Евгения Шварца — это не времена Шарля Перро, а именно времена Шварца. Это — психология 1920-1950-х годов. Фильм, снятый сразу после войны, характеризует не Францию, а Советский Союз.


Больше того — древний сюжет становится популярным, если он каким-то образом совпадает с текущим моментом. Как-то довелось прочесть англоязычную статью о том, что разные пьесы Шекспира становятся «модными» в разные времена (и в разных странах тоже).


Так вот «Золушка» (1947) — это во многом типичная советская вещь. Если оставить тему Феи и волшебства, то перед нами типовая кинокомедия раннего СССР. И — многослойная. Первый план — становление некоей замарашки и осуществление её великих грёз. Кто был ничем — тот станет всем.


На этой базе было создано аж два фильма Григория Александрова — «Весёлые ребята» и «Светлый путь». Но в случае с «Золушкой» Шварца-Кошеверовой эта версия не прокатывает. Есть второй план — Золушка дочь знатного и — значительного лица. В тексте Перро — gentilhomme (аристократ, джентльмен).


Шварц делает отца — королевским лесничим, что в Европе XV-XVIII веков означало куда как больше, чем нам представляется. Лес — это одно из богатств короны Франции. По сути, святыня. Мачеха — с её «связями», то есть полезными знакомствами в верхах, никогда не вышла бы замуж за бедняка или неудачника.

Тот факт, что он — забитый дурачок дома, не означает его неуспешности на работе. Вот! Это и есть типичный для 1920-1950-х годов брак ловкой, нахальной женщины и крутого — вечно занятого по службе -начальника. У него — квартира-дача-машина.


Как правило, успеха добивались молодые и тонкие в талии девицы, уважающие «перспективу», но случались и союзы, наподобие этого, сказочного. Ушлая дамочка, умеющая себя подать и знающая, как себя вести на людях, буквально захватывала крупного партийно-хозяйственного босса и довольно быстро женила его на себе.

Часто эти мужчины бывали несмелыми в отношениях — вся молодая жизнь их прошла в работе, а первая супруга — она же первая любовь с рабфака — это произошло как-то сразу, и потом — молодым дали комнату при заводе!


Кстати, иной раз такие кавалеры и не были вдовцами — они бросали своих «старых» жён и приводили в свою аж отдельную уже квартиру новую супругу, а «бывшая» уезжала к маме. Часто с детьми. Но вдовых директоров тоже хватало для таких Мачех.


Дочки от первого брака продолжали маячить перед их красиво подкрашенными глазами. И тут вопрос — квартира! Помните, Мачеха грозит Лесничему, что выгонит его из дома? Квартирный вопрос реально испортил москвичей и не только их. Опять же фраза о том, что «королевство маловато».

Для Мачех и не только для них тема «квадратных метров» оказывалась крайне болезненной. Конечно, в Советском Союзе дочери начальников не чистили котлы и не драили паркет, пока их их сводные сёстры танцевали под американские пластинки «на хате» у сына секретаря горкома партии — там всегда была наёмная домработница.

Однако же в таких семьях могли третировать и вынуждать «съехать к бабушке» или — идти в общежитие института. Поэтому быть невестой Принца для Анны и Марианны — это возможность (если получится) переехать в более комфортабельное пространство.



По материалам — Сплетен.нет

©