В декабре 2019 года в Лондоне вышел сборник «Последние Дни в средневековой германской литературе. Грех, зло и Апокалипсис». Ее составитель, американский историк Тина Бойер, кажется, о чем-то догадывалась и, возможно, пытается нас о чем-то предупредить. По крайней мере, теперь мы хотя бы знаем, на какие знамения обращать внимание в злосчастном 2020 году.
Бойер и ее коллеги изучили массу средневековых текстов и ксилографий, но основными источниками стали две книги: «Пятнадцать знаков Судного Дня» и «Жизнь Антихриста». Понятное дело, есть еще завораживающее «Откровение Иоанна Богослова». Но в Германии XV века была своя атмосфера, так что на это сочинение лишь оглядывались, предпочитая поддать еще больше безумия.
«Пятнадцать знаков Судного Дня»
Книга «Пятнадцать знаков Судного Дня» содержит пятнадцать (кто бы мог подумать!) признаков, по которым добрый христианин определит, что скоро начнется Апокалипсис. Особой смекалкой для этого обладать не нужно. Все эти признаки охренеть как недвусмысленно дают понять, что с миром что-то не в порядке. Вот они:
— Море вздымается выше гор
— Море оживает, тогда как земля становится омертвелой
— Рыба в море поднимает плач до небес
— Море и все воды начинают гореть
— Деревья потеют кровью, а птицы собираются на полях, но ничего не едят
— Здания рушатся, а деревья падают оземь
— Камни взлетают в воздух и бьются друг о друга. Люди уходят в пещеры
— Землятресения
— Все горы сравниваются с землей
— Люди спускаются с гор и бродят по земле, словно потеряли разум и не желают разговаривать друг с другом
— Мертвые восстают из могил
— Звезды падают с небес, сея пламя
— Живые умирают, но лишь только для того, чтобы немедленно восстать в сонме мертвых
— Небо и земля поглощены огнем
— Но все обновится и человечество восстанет вместе
Главная проблема полезности этих знаков заключается в том, что они проявятся лишь за пару недель до Судного Дня. Так что времени подготовиться — и материально, и духовно — будет маловато. Зато нам способна помочь книга «Жизнь Антихриста», где есть менее очевидные знаки, которые проявятся чуть раньше.
«Жизнь Антихриста»
«Жизнь Антихриста» — это жизнеописание и одновременно предупреждение. Согласно этому тексту, пришедший на Землю Антихрист во всем будет подражать Христу, так что многие простецы примут его за мессию. Однако его дьявольская сущность все равно рано или поздно даст о себе знать, и истинный христианин сможет отделить правду от лжи.
Любопытно, что здесь отразились страхи и чаяния людей той эпохи. Они стали свидетелями небывалых катастроф: османы захватили Константинополь, Европа стояла на пороге Реформации и религиозного раскола. Это витало в воздухе и тревожило читающую братию — клириков, студентов, дворян и даже купцов.
«Коварство, а не физическое превосходство и насилие отмечает Антихриста XV века, что само по себе является любопытным сдвигом в фокусе, который отражает социальную тревогу того времени», — пишет Тина Бойер.
До этого момента Антихриста представляли дьявольски-могущественным. С XV века он начал восприниматься, скорее, дьявольски-коварным. Он даже мог предстать перед людьми слабым и беззащитным — словно Христос. Начав проповедовать, он стал бы творить чудеса и завоевал бы огромную паству.
К счастью, книга «Жизнь Антихриста» содержит список «фейковых чудес». Все его волшебные деяния на поверку будут оказываться антиприродными: вода будет течь вспять, расцветшее дерево мгновенно обратится в прах и так далее. Но есть и характерные только для XV века «чудеса» Антихриста. Их три: подвешивание крепости на нити, вылупление вооруженного гиганта из яйца, а также олень, выпрыгнувший из камня.
Выглядят они довольно бредово. Но это только на первый взгляд. На самом деле, за ними кроется своеобразная логика: Антихрист невольно показывает свою разрушительную сущность. Замок был воплощением средневекового порядка, оплотом и символом безопасности посреди хаоса. Таким образом, подвесить его в воздухе означало подвергнуть опасности весь социальный уклад Средневековья. С родившимся из яйца гигантом все еще проще: гиганты издревле считались враждебной и неуправляемой силой. Породить такого — значит лишь увеличить зло в мире.
С оленем, выскакивающим из камня, ситуация сложнее. Олень — символ Христа. Согласно средневековым «научным» представлениям, эти животные занимаются тем, что льют воду в расщелины камней, чтобы убить змей. А змеи, как мы помним — символ Дьявола. Следовательно, Антихрист, сотворив свое «чудо», извращает привычный образ: олень, символ Христа, выпрыгивает из расселины в камне, где, по идее, место лишь дьявольским тварям. Тем самым Антихрист невольно показывает свою хтоническую, подземную природу.
Остается надеяться на то, что мы с вами не станем свидетелями этих знамений. Пусть олени не выпрыгивают из камней, деревья не потеют кровью, а рыба в море не рыдает навзрыд. У нас еще слишком много вещей, которые нужно доделать.