Давно известно, что речь — это не только инструмент человеческого интеллекта, но и неотъемлемая часть процесса его формирования. Поэтому совсем неудивительно, что ученые, с давних времен пытающиеся «очеловечить» животных, первым делом стараются научить их говорить. Ничего не изменилось и сейчас, с той лишь разницей, что оставлены безуспешные попытки разговорить лошадей и котов, а все силы приложены к наиболее перспективным братьям нашим меньшим — приматам.

Начиная с глубокой древности, попытки научить обезьян человеческой речи предпринимались неоднократно, но безуспешно. Приматы осваивали столовые приборы, привыкали к одежде и даже приобретали вредные привычки, такие как курение и пьянство, а вот говорить наотрез отказывались.

Первых успехов удалось добиться лишь в 1916 году. Англичанин Уильям Фернесс смог научить орангутана более-менее отчетливо выговаривать слова «папа» и «чашка». Для этого понадобилось немало усилий и времени, но время не было потрачено зря. В процессе затяжного эксперимента ученый установил, что обезьяны издают звуки, не прибегая к помощи языка и губ. Это усложняло работу, но вносило в нее определенную ясность.

В середине XX века психологи супруги Кит и Кэтрин Хейс сравнили логические способности шимпанзе по имени Вики и нескольких человеческих детей. К своему удивлению, ученые увидели, что разница в интеллекте оказалась не слишком большой. В процессе эксперимента Вики даже удалось выучить четыре слова, хотя и с большим трудом.

Шимпанзе Уошо «общается» с Алленом Гарднером

Работа Кита и Кэтрин пригодилась спустя 10 лет. Другая семейная пара психологов, Аллен и Беатрис Гарднеры, просматривая снятые на кинопленку занятия с шимпанзе Вики заметили, что все слова, которые обезьяна пытается произнести, она подкрепляет специфической жестикуляцией. Движения лап и головы животного были так выразительны, что даже без звука было понятно, что оно хочет сказать.

Таким образом, Гарднеры пришли к тому, что лингвистические способности обезьян лучше всего изучать, опираясь на жесты и мимику. Чтобы проверить свою догадку, пара приобрела самку шимпанзе по имени Уошо и начали обучать ее жестовому языку амслен, которым в США и Канаде пользуются глухонемые люди.

Аллен и Беатрис занимаются обучением Уошо

Для животного создали специальные, максимально благоприятные условия — Уошо жила не в вольере, а в семье Гарднеров, на правах ребенка. По мнению психологов, такой подход помогал животному лучше адаптироваться к общению с людьми и быстрее усваивать материал.

В процессе обучения Уошо показывали какой-то предмет, а затем складывали ее пальцы в жест, его обозначающий. Так в сознании животного закрепляли ассоциативную связь. Спустя время шимпанзе научилась комбинировать жесты, составляя несложные фразы. Три года упорного труда позволили научить животное 85 словам, а еще через два года Уошо уже знала 160 слов.

Гарднеры заметили интересную особенность — некоторым предметам обезьяна давала придуманные ей самой названия. Они состояли из двух частей, одна из которых обозначала вещь или существо, а другая — какое-то ее важное свойство. Холодильник на языке Уошо назывался «ящик-холод», арбуз — «пить-конфета», а лебедь — «вода-птица».

Но больше всего поразила ученых способность Уошо ругаться — однажды, чтобы выразить свое крайнее неодобрение, животное использовало слово «грязный», хотя применять его в таком смысле его никто не учил. Так психологи определили, что человекообразные обезьяны способны к абстрактному мышлению, а точнее, владеют метафорами и могут применять слова в переносном смысле.

Шимпанзе бонобо

К началу 1970-х годов в мире насчитывалось с десяток говорящих на языке жестов шимпанзе. Более того, оказалось, что символическим мышлением обладают и некоторые другие приматы, например, карликовые шимпанзе бонобо и гориллы. Бонобо оказались в этом отношении самыми смышлеными. Ученым известен случай, когда обученная языку жестов самка по своей инициативе взялась за просвещение своего детеныша и успешно обучила его нескольким простым жестам.

Этот интересный случай заставил ученых особенно пристально присмотреться к бонобо. Вскоре многие из научных мужей были убеждены в том, что именно эти небольшие шимпанзе наиболее близки к человеку по уровню интеллекта.

Необычные исследования, которыми увлеклись зоологи, психологи и лингвисты в разных уголках планеты, не могли не породить волну критики со стороны скептически настроенных коллег. Основным аргументом в спорах было то, что обезьяны демонстрировали лишь те жесты, которые уже видели в исполнении людей, то есть просто подражали.

В своей книге «Когда горилла заговорила» научный журналист Борис Жуков писал следующее:

Первые публикации Гарднеров вызвали сенсацию – и, конечно же, волну сомнений и критики. Оспорены были буквально все их результаты, начиная от самого факта активного использования обезь­яной такого обширного набора знаков. Но главный удар пришелся по интерпретации. «Смысл увиденного понят человеком, а он приписывает эту способность обезьяне», – писал психолог Герберт Террейс, комментируя «составные» высказывания Уошо.


Параллельно с Гарднерами исследования в этом направлении проводил еще один ученый, Дэвид Премак. Его подопечной была шимпанзе Сара, которую он обучал особой методике передачи информации при помощи абстрактных фигур, каждая из которых обозначала предмет, его свойство или действие. Для общения с Сарой Премак разработал особый язык, позволявший общаться посредством демонстрации символов.

Происходило все очень просто — чтобы сообщить что-то Дэвиду, Сара находила в коробке соответствующую фигуру и вешала ее на магнитную доску. У метода Премака был важный плюс — его нельзя было раскритиковать стандартным способом. Обычно скептики утверждали, что обезьяна складывает пальцы как ей вздумается, а ученые интерпретируют этот жест так, как им нужно.

В случае с Сарой обвинить экспериментатора в ненаучном подходе было нельзя, так как животное уверенно извлекало из набора фигуру с четко присвоенным значением. Работа Дэвида Премака с Сарой убедила многих, что обезьяна пользуется изученными смыслами совершенно осознанно.

Спустя еще десять лет, уже в 80-е, перспективный метод Премака был доработан. Это позволило молодому самцу бонобо по имени Канзи выучить 600 слов! Интересно, но его мать оказалась совершенно неспособна к обучению речи и Канзи, а также его сестра, работали как переводчики, объясняя ей значения слов.

Но, несмотря на все успехи, особых иллюзий насчет обезьян испытывать не стоит. Уже точно известно, что их интеллектуальное развитие происходит в первые годы жизни и они остаются с тем, что успели за это время усвоить. Как правило, они близки по уровню к двух- трехлетним детям и добиться дальнейшего прогресса в обучении уже невозможно.

При этом нужно помнить, что произношение слов неподвластно ни обезьянам, ни другим млекопитающим. Для этого нужно выполнять тонкие движения губ и языка, а также серьезный контроль за дыханием. При этом мозг человекообразных обезьян оказался достаточно развит в тех зонах, которые отвечают за речь. В связи с этим остается только удивляться, почему эволюция не способствовала появлению у обезьян речевых навыков.

Напоследок нужно напомнить об интересном и странном случае. Одна из обезьян, участвующих в эксперименте по обучению речи, сказала об умершем котенке: «Он ушел туда, откуда не возвращаются». Не кажется ли вам, что обезьяны гораздо умнее, чем кажутся и знают то, о чем пока неизвестно ни одному человеку?

Очень редко изъясняться примитивным способом удается научить и других животных, например, собак. Но в этом случае речь идет скорее о выработке рефлексов на уровне цирковых трюков, чем об осознанной речи.

Смотрите также — Гиперопека по-обезьяньи: все не как у людей

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

 

©