«Чeлoвeк c бульвapa кaпуцинoв»: кaдpы co cъeмoк и интepecныe фaкты o фильмe

Музыкальная комедия-вестерн «Человек с бульвара капуцинов» (1987) стала весьма необычной для советского кинематографа, но тем не менее он смогла завоевать сердца зрителей. И признаюсь честно, в детстве этот фильм мне не сильно зашел, но когда я пересмотрел его уже в подростковом возрасте, то он мне действительно понравился.

И сегодня я хотел бы рассказать, как снимали фильм «Человек с бульвара капуцинов», а также показать вам интересные кадры со съемок этого культового советского вестерна.


1. Сценарий, написанный Эдуардом Акоповым еще в самом начале 80-х годов, пролежал на полке «Мосфильма» долгие 5 лет. Дело в том, что на тот момент снимать подобное кино было слишком дорого, поэтому к нему несколько лет никто не прикасался.


Но в ноябре 1985 года режиссер Алла Сурикова решилась на съемки этой ленты. И как она призналась позже, ей не столько хотелось снять просто фильм, сколько увидеть в образе мистера Фёста Андрея Миронова.

2. На самом деле в названии фильма имеется небольшая ошибка. Дело в том, что на самом деле то самое место называется бульвар капуцинок, который был назван так в честь женского монашеского ордена капуцинок. Именно там в свое время братья Люмьер впервые показали первый фильм «Прибытие поезда».

Узнав об этом, Алла Сурикова решила поменять название на другое, так как ей очень не хотелось, чтобы буква К стояла в начале и в конце слова. Было предложено много вариантов названий, в том числе и «10 капель перед стрельбой», которое очень понравилось самой Суриковой.


Но редактор сценарной коллегии Армен Медведев зарубил это название (как и другие), сославшись на то, что название «Человек с бульвара капуцинов» уже заявлено во всех документах и в рекламе, так что менять ничего не стоит.


3. Именно Андрея Миронова Алла Сурикова видела в роли мистера Фёста, и если бы не он, то возможно фильм и вовсе бы не сняли. Правда, самому Миронову сценарий изначально не очень понравился, поэтому и сниматься в этом фильме у него не было никакого желания. Но когда Сурикова рассказала ему, что сценарий пылился на полке пять лет, и что она вообще никого не видит в роли Фёста кроме Миронова, актер растрогался и дал свое согласие на съемки.

4. На роль мисс Дианы Литтл пробовались такие актрисы как Ирина Розанова, Ольга Кабо, Лариса Удовиченко и многие другие актрисы. Но в итоге роль досталась актрисе Александре Яковлевой, которая на тот момент носила фамилию своего третьего мужа — Аасмяэ. Правда, это произошло не сразу.


Дело в том, что Алле Суриковой требовалась актриса с большим бюстом, которым Яковлева не обладала. Но актриса взяла режиссера напролом и буквально выбила себе эту роль, в шутку пообещав, что над грудью она поработает.

В итоге Алла Сурикова решила доверить выбор самому Андрею Миронову, «нарезав» ему кадры с проб. Посмотрев эти кадры, Миронов выбрал именно Александру Яковлеву.

5. На роль Черного Джека Сурикова изначально планировала взять Николая Караченцова, но данный персонаж ему не понравился. Тогда Сурикова решила привлечь Михаила Боярского. Правда, у того не было времени на съемки, так как он и так почти все время находился на съемочной площадке фильма «Гардемарины, вперед!».


Тогда режиссер пошла на хитрость, сказав, что главную роль в фильме будет играть Андрей Миронов, и что он очень просит Боярского сняться в «Человеке с бульвара капуцинов». Узнав об этом, Боярский тут же согласился уделить свое время съемкам, так как дружил с Мироновым и уважал его.

6. Как я уже писал выше, Николай Караченцов отказался от предложенной ему роли Черного Джека, но зато ему приглянулась роль Билли Кинга. И его не смутило, что по сценарию Билли Кинг был здоровенным амбалом. И когда Сурикова увидела Караченцова в действии, то она решила, что пусть Билли Кинг не будет амбалом.


Караченцов делал всё, что от него требовалось, включая сложные трюки с захватом шеи противника в прыжке с переворотом. Ну как после этого не взять актера на эту роль?

Кстати, как выяснилось позже, Караченцов поспорил с оператором на ящик шампанского, что он сможет исполнить этот трюк самостоятельно всего за 1 день тренировок. Так и вышло, и Караченцов получил свой приз.

7. Роль владельца салуна досталась известному актеру Олегу Табакову. Многие могли заметить, что у Табакова в этом фильме неестественно широкий нос. И как оказалось это был не совсем грим. Чтобы сделать нос актера шире, ему приходилось вставлять в ноздри специальные трубочки.


Кстати, в фильме мы могли увидеть и сына Олега Табакова — Антона. Именно он сыграл молодого официанта и билетера по имени Бобби.


8. Роль одноглазого Мартина досталась Леониду Ярмольнику. Причем, изначально его появление в фильме должно было быть относительно небольшим, но именно с его подачи появилась та самая забавная сцена, когда его герой во время драки не мог спокойно выпить, а также сцена с ногами, которые остались на столе.


Правда, в сцене падения Мартина с колокольни мы видели уже не Ярмольника, а актера и каскадера Александра Иншакова, который, кстати, сыграл в фильме усатого ковбоя Джонсона, а также индейца.

9. В роли гробовщика Алла Сурикова видела Армена Джигарханяна. И когда режиссер пригласила актера на съемки, тот согласился. Но в итоге в назначенное время Джигарханян так и не приехал. В панике Алла Сурикова позвонила Льву Дурову, предложив ему сыграть эту роль, на что Дуров ответил согласием и немедленно прибыл на съемочную площадку.


10. Александра Яковлева старалась отдаваться съемкам на все 100%, научилась ездить на лошади, крутить кольт и эффектно танцевать, но тем не менее во время съемок она довольно часто капризничала, что дико выводило из себя Аллу Сурикову.

Не выдержав очередного каприза актрисы, режиссер велела ей уходить со съемочной площадки, а также сказала, что ее заменят другой актрисой. Естественно, Сурикова не собиралась увольнять Яковлеву, но это подействовало на актрису, и с тех пор она больше не капризничала.

11. По изначальному сценарию Диана так и должна была остаться с пастором, но Андрей Миронов предложил сделать хэппи-энд. Так благодаря ему мы и увидели ту самую концовку, где Диана вырвалась из рук злодея и догнала мистера Фёста, оставшись с ним.


12. В одном из эпизодов можно заметить, что Билли Кинг слегка прихрамывает. Естественно. это было не по сценарию .Дело в том, что Николай Караченцов выполнял все трюки сам, и во время выполнения одного из них он сломал палец на ноге. Но несмотря на это, он продолжил сниматься.

13. Одну из ролей сыграл актер Анатолий Калмыков. В сцене с обстрелом дилижанса Сурикова попросила придумать актера какой-то оригинальный испуг, что и было исполнено. Анатолий надел на себя специальный каркас, на который нацепил одежду. И когда дилижанс обстреливали, Анатолий Калмыков спускал свою голову вниз, оставляя тело неподвижным. В общем, было что-то похожее на черепаху.



14. Естественно, ни одного вестерна не могло существовать без лошадей. Специально для съемок «Человека с бульвара капуцинов» одолжили у 11-го кавалерийского полка при Госкино.

Правда, местный своенравный капитан наотрез отказывался от того, чтобы его лошадьми управляли неизвестные каскадеры, пусть и с опытом верховой езды и управлением лошадьми. Он заявил, что его лошадьми будут управлять только его солдаты. Алла Сурикова пошла на эти условия, и в итоге место возничего на дилижансе занял один из солдат полка. Правда, солдатик-то оказался весьма неопытным, из-за чего дилижанс чуть было не перевернулся.


Тогда разгневанная Алла Сурикова поставила условие, что она прекратит сотрудничество с полком, если капитан не даст управлять лошадьми каскадерам. Но капитану было начхать на ее ультиматум, из-за чего он забрал у съемочной группы всех лошадей.

В итоге лошадей удалось найти у местных жителей, которые охотно согласились предоставить своих животных для съемок.

15. Если Михаил Боярский прекрасно держался в седле (ну оно и понятно, Д’Артаньян все таки), то Андрей Миронов жутко их боялся. Но несмотря на свой страх, он без лишних вопросов взбирался на лошадь, разговаривая с нейЮ чтобы она сильно не гнала.


16. Что касается мест съемок, то все интерьеры снимались в павильонах студии «Мосфильм». Ну а сам городок Санта Каролина, где и происходили действия фильма, был отстроен в Крыму неподалеку от города Коктебель.

Но однажды случилось непредвиденное. Резко налетевший сильный ветер начал валить все отстроенные декорации. Ошеломлённая от увиденного Сурика взяла лопату и начала вкапывать вылезающие столбы и опоры, а к ней на помощь отправились и другие члены съемочной группы. Благодаря общим усилиям, отстроенный, но хлипкий городок удалось спасти.

К сожалению, после окончания съемок Санта Каролина была разобрана, а все деревянные запчасти отправились на дрова. А ведь в нынешнее время после успеха фильма такой городок мог бы стать неплохим туристическим центром, который приносил бы весьма ощутимый доход.

17. В один из съемочных дней группа не досчиталась одного жеребца, на котором ездил Михаил Боярский. Чтобы найти пропажу целая делегация во главе с Андреем Мироновым отправилась в милицию, чтобы написать заявление. Увидев живого Миронова, начальник пообещал в кратчайшие сроки найти коня, и сдержал свое слово. Конь был возвращен вечером того же дня.

18. Сцена с подстриганием перьев у вождя индейцев была подсмотрена в фильме «Вечер в мьюзик-холле» с Чарли Чаплиным.


19. Сына вождя сыграл шестикратный чемпион СССР по метанию диска и толканию ядра, а также заслуженный мастер спорта СССР Юрий Думчев.

Наверняка, вы помните сцену, где сын вождя переворачивает дилижанс с несколькими мужиками. По задумке режиссера колеса должны были подпилить, а сам дилижанс дернуть за веревку, чтобы он перевернулся. Но во время съемок что-то пошло не так. Когда чемпион стал поднимать дилижанс, отлетело всего одно колесо, да и сама карета никак не хотела валиться (говорят, что ее просто забыли дернуть в нужный момент). Чтобы не запороть дубль (так как фильм снимали на дорогую импортную пленку), Думчев напряг все свои силы и реально перевернул дилижанс.

Все были просто удивлены невероятной силой актера, правда эта сцена оставила свой отпечаток в виде ран на ладонях, которые заживали в районе недели.

20. Во время съемок одной из сцен с прыжками индейцев, один из каскадеров упал прямо на оператора Григория Беленького, из-за чего тот чуть не лишился глаза. Благо, подоспевшая вовремя скорая помощь смогла спасти Беленького, и уже в этот же день он продолжил работу, правда в это время он мог надеяться всего на один глаз.


21. Помните сцену, когда жительницы городка погнались за мистером Фёстом, после чего подняли его и несли по улице? В сцене погони действительно участвовали актрисы, а вот несли Андрея Миронова уже переодетые в женщин мужчины.


22. По сценарию во время драк в салуне мебель и прочие деревянные конструкции должны были разлетаться в щепки от ударов по персонажам. Но как это сделать, чтобы не навредить актерам? Даже если конструкции подпиливать, ничего хорошего из этого все равно не выйдет.

Но тут Алла Сурикова узнала, что подобные сцены в американских вестернах снимают с использованием сверхлегкого бальзового дерева (или просто бальсы). Это дерево растет только в Южной Америке, а в СССР его использовали исключительно для дельтапланов.

Она узнала, что за дельтапланы в СССР отвечает какой-то генерал из ДОСААФ, поэтому она решила отправиться к нему и попросить бальсу для съемок, рассказывая о том, какой фильм они снимают и какие великие актеры в нем задействованы.


В итоге генерал вошел в положение режиссера и выписал ей один кубометр бальсы, после чего добавил, что если бы дерево пришел просить мужчина, то он бы ему ничего не дал.

Ну а что касается стекол для окон и бутылок, которые также то и дело разлетались вдребезги, то их изготавливали из специальной смолы, которая легко разрушалась и никому не причиняла вреда.


23. В июне 1987 года фильм «Человек с бульвара капуцинов» вышел на больших экранах. За первый год проката ленту посмотрели 50,6 миллионов зрителей, благодаря чему «Человек с бульвара капуцинов» стал самым кассовым фильмом 1987 года.

Фильм получил массу наград, в том числе и за рубежом. А журнал «Советский экран» в 1988 году назвал фильм лучшей лентой 1987 года, а Андрея Миронова — лучшим актером 1987 года. К сожалению, сам Миронов об этом не узнал, так как 16 августа 1987 года актера не стало. Многие даже до сих пор считают, что фильм получил столь высокую популярность за счет смерти Андрея Миронова.

24. 20 лет спустя Алла Сурикова решила снять продолжение фильма уже под названием «Человек с бульвара капуцинок». На главную роль в ленте режиссер даже пригласила Марию Миронову (дочь Андрея Миронова), которая сыграла внучку мистера Фёста. Впрочем, зрители не оценили такое продолжение.



По материалам — Ретрогеймер (Дитя 90-х)

©