Владимир Мотыль и Анатолий Кузнецов на съёмках фильма «Белое солнце пустыни» (1969).

«Бeлoe coлнцe пуcтыни» — coвeтcкий фильм, кoтopый в гoд пpeмьepы бoлee чeм в дecять paз oкупил cвoи зaтpaты

30 марта 1970 года стал днем запуска знаменитого фильма «Белое солнце пустыни» во всех кинотеатрах Москвы. Предшественник проката в Ленинграде оказался ошеломительным успехом, но путь к успеху этой картины был запутанным и неоднозначным.


Фильм, ставший классикой киноискусства, представляет собой не только потрясающие боевые сцены и захватывающий сюжет, но и глубокий философский смысл, что придает ему важное место в истории кинематографа.

Несмотря на трудности с прокатом и начальные проблемы с оценкой критиков, благодаря решительным действиям кинодеятелей и счастливой случайности фильм нашел своего зрителя.

Ключевую роль в успехе сыграли актеры, такие как Татьяна Ляпина и Игорь Владимиров, чьи роли стали воплощением идеальных образов героев и завоевали сердца зрителей.

Также стоит отметить мастерство режиссера Владимира Мотыля, который сумел создать неповторимую атмосферу на пустынных пейзажах, делая фильм запоминающимся произведением.

Хотя кинематограф постоянно меняется, «Белое солнце пустыни» продолжает оставаться важным моментом в истории советского и российского кино, привлекая внимание новых поколений зрителей и сохраняя свою актуальность.

Фильм «Белое солнце пустыни» в начальном этапе своего создания нашел вдохновение в успешном проекте под названием «Неуловимые мстители», который, хотя и предназначался в первую очередь для детей, привлек внимание и взрослой аудитории. Режиссер Эдмонд Кеосаян создал картину, поразившую своим динамичным сюжетом и увлекательными приключениями.

Успех «Неуловимых мстителей» подтолкнул Госкино к пониманию, что советскому зрителю не хватает фильмов, аналогичных американским вестернам. Это породило потребность в аналогичном сценарии. Начав работу над сценарием под названием «Басмачи», сценаристы Андрей Кончаловский и Фридрих Горенштейн изначально были вдохновлены произведениями американских авторов о Диком Западе. Однако руководство настояло на том, что фильм должен быть основан исключительно на отечественной истории и содержать элементы советско-патриотического воспитания.

Первый вариант сценария был схож с голливудским вестерном, но это не удовлетворило художественный совет из-за отсутствия соцреализма. В работе над сценарием присоединился будущий режиссер Владимир Мотыль, который в итоге смог сохранить дух настоящего вестерна, сочетая его с требованиями советского кинематографа.

Съемки картины проходили в сложных условиях с ограниченным бюджетом и минимальным оборудованием, однако благодаря усилиям всей съемочной группы фильм получился великолепным.

Фильм снимали специально к ноябрьским праздникам 1969 года. Но из-за сложностей в работе и из-за исправления многочисленных замечаний худсовета работу завершили почти на два месяца позже.

Владимир Мотыль на съёмках фильма «Белое солнце пустыни» (1969).

Возможно, задержка в запуске фильма в прокат могла бы быть еще более длительной, если бы споры вокруг картины продолжались. Однако неутвержденная версия фильма случайно попала на глаза Леониду Брежневу, который был в восторге от патриотического боевика. Генсек приказал немедленно запустить киноленту в прокат и выразил создателям личную благодарность.

После такого распоряжения все дискуссии вокруг фильма прекратились. Ему была присвоена высшая категория (ранее рассматривалась вторая или третья), и он был отправлен в прокат.


На съёмках фильма «Белое солнце пустыни» (1969).

Фильм «Белое солнце пустыни» действительно является ярким примером выдающегося кинематографического искусства. Его история, образы и эмоциональная глубина оставляют неповторимое впечатление в сердцах зрителей.

Одним из главных достоинств этой картины является ее умение затронуть самые глубокие человеческие чувства и воплотить визуальную эстетику, которая продолжает волновать и вдохновлять поклонников кино на протяжении многих лет. Каждый образ, каждая реплика дарят зрителю уникальный опыт и вызывают множество разнообразных эмоций.

Особое внимание заслуживает великолепная игра актеров, которые сумели превратить своих персонажей в живых, дышащих существ. Их мастерство и артистизм придали фильму дополнительную глубину и правдивость, делая каждую сцену незабываемой.

«Белое солнце пустыни» не просто картина, она стала частью культурного наследия, оставив свой след в истории кино. Ее значение и ценность лишь увеличиваются с течением времени, и она продолжает вдохновлять новые поколения зрителей своей удивительной красотой и глубиной смысла.



По материалам — Миру — мир

©