Как «читать» человека

wikipedia.org

Вы наверняка поражались проницательности Шерлока Холмса, доктора Лайтмана или Патрика Джейна. Их умение «читать» человека и без слов его хорошо узнавать достойно восхищения. Но не будем забывать, что это художественные образы – в жизни всё намного сложнее и неочевиднее. Однако некоторые общие правила существуют и, научившись их умело применять, вы сможете лучше узнавать людей и эффективнее с ними взаимодействовать.

1. Самоизучение

Чтобы начать понимать других людей, нужно в первую очередь научиться понимать самого себя. С высокой долей вероятности то, что вы узнаете, можно будет перенести и на других (здесь мы отталкиваемся от того, что незнакомые люди настроены по отношению друг к другу нейтрально и непредвзято). А вот с момента взаимодействия они либо заинтересовываются и проникаются, либо спешат его прекратить. Понаблюдайте за собой, исходя из тех рекомендаций, которые приведены дальше.

Подмечайте, что именно в общении с другими располагает вас к ним, а что отталкивает; как вы себя ведёте с собеседником, когда спешите или не хотите иметь с ним никаких дел; проанализируйте общие черты своих друзей или коллег по работе. Ведь главное в искусстве профайлинга – это наблюдательность и внимательность, но не только по отношению к другим, а и к себе.

Профайлинг – совокупность психологических методов и методик оценки и прогнозирования поведения человека на основе анализа наиболее информативных частных признаков, характеристик внешности, невербального и вербального поведения.

2. Базовая линия поведения

Все люди одинаковые – мы боимся, влюбляемся, вдохновляемся, переживаем, куда-то спешим, чего-то ждём. Если вы не имеете дела с опытным притворщиком или актёром, основные эмоции и шаблоны поведения у человека будут проявляться весьма явственно: если он спешит, то корпус его будет повернут в сторону; если раздражён – может отвечать короче и резче и т. д.

Чтобы «считать» это, вам не нужно долго изучать микровыражения или углубляться в тонкости психологии. Достаточно всё той же наблюдательности и базовых знаний. Просто подмечайте поведение и сопоставляйте его с контекстом. Это неправильно в отношении всех людей, но знакомых таким образом вы научитесь понимать намного лучше.

3. Одежда, внешний вид

Аккуратный, ухоженный внешний вид свидетельствует о том, что для человека это важно, и он, скорее всего, так же оценивает других. Но это очевидная банальщина (да и не всегда правда), как и то, что профессию и социальный статус можно определить по этим признакам. Конечно, есть «кричащие» факты, но часто это не так.

Одно дорогое украшение не свидетельствует о богатстве, а костюм не свидетельствует об успехе в бизнесе. А вот примятая одежда или неаккуратная причёска у того, кому это нехарактерно, должны заставлять задуматься. Поэтому будьте критичны и помните, что оценивать человека по внешнему виду правильно только в динамике, это не абсолютная истина.

4. Речь

Когда человек волнуется или чем-то напуган, то говорит быстро, запинается, путается. Когда зол – тон повышен. Кричим мы в состоянии гнева, азарта. А медленнее говорим, когда устали или опечалены. Прерывистая речь позволяет судить о неуверенности, сбивчивая – об обмане или напряжённости.

Вообще речь может многое сказать о человеке, особенно если вы знаете, как он говорит в обычном состоянии.

5. Язык тела

Исследования показывают, что даже небольшие изменения в положении тела или позе являются показателями отношения или соглашения, ощущения уединения или симпатии.

Кивки головой указывают на позитивный отклик или подтверждение того, что было сказано. Лёгкое отклонение торса назад, нахмуривание бровей или же сжатие губ свидетельствуют о несогласии или дистанции. Возрастание активности, связанное с ёрзанием, потрясыванием ногой, постукиванием пальцев или же другими незначительными движениями мышц, указывают на возрастание уровня напряжения. Обычно они сопровождаются напряжением мышц лица, головы и шеи, изменением частоты дыхания, как при резком вдохе или быстром и поверхностном вдохе.

6. Мимика

Лицо человека – это открытая книга о нём, нужно лишь уметь её прочитать. Базовых эмоций не так много – гнев, страх, презрение, отвращение, грусть, удивление, счастье. Узнайте о том, какие микровыражения им соответствуют, и вы научитесь лучше понимать настрой людей.

©