
Издавна бытует мнение, что в странах исламского мира изображение живых существ, в том числе, и людей, запрещено религией. Так ли это на самом деле? С одной стороны художникам как бы разрешено изображать живые существа, в том числе себе подобных, а с другой — действительно существует некое вето, ставящее под запрет не то чтобы само искусство портрета, а само отношение к нему. Сегодня хотелось бы пролить свет на эти противоречивые домыслы.
Ну, во-первых, когда говорится о табу, то имеется в виду давно сложившиеся традиции в исламском мире, по которым изображение божеств ни в коей мере не допускалось. Во-вторых, также подразумевается запрет на приписывание себе заслуг, которыми художника наградил Всевышний. А это значит, чтобы живописцы ни в коей мере не думали, что «творя своей кистью, вносят что-то особое в портрет того или иного человека», и что будто бы им осталось только «вдохнуть душу в свое творение — и оно оживет».
И так — ислам категорически не запрещает живописное воспроизведение образов человека, а всего лишь настаивает на том, чтобы его изображение не было обожествлено. Ибо отношение к образу, как к чему-то святому, действительно — строжайшее табу. В данном случае противопоставить исламу можно христианскую религию с ее золоченными иконостасами и поклонению изображениям святых. В исламской же религии считается, что обожествление человека или животного ведет к идолопоклонству.
Что же касается непосредственно Ирана, то еще до введения сюда ислама, здесь широко была распространена традиция изображения в миниатюрах различных сюжетов из жизни правителей и их подданных. Эти сцены часто воспроизводились и в настенной живописи, и в ковроткачестве. А в современном мире и вовсе многие условности изжили себя и многие художники Ближнего Востока отдают предпочтение в своем творчестве портретам. Сегодня хотелось бы остановиться на творчестве двух современных иранских мастеров, создающих гиперреалистическую портретную живопись.
Иман Малеки — гиперреалист с неким национальным уклоном.
Иман Малеки (Iman Maleki) (1976 г.р.) родом из Тегерана. Рисовал с малолетства, а 15-летним подростком поступил в мастерскую Мортезы Катузиана — признанного мастера реалистической живописи Ирана. Позже окончил факультет графики Университета искусств в Тегеране. А 2000 года создал собственную студию, где преподает сам.
В основу своего творчества Иман заложил живописную технику и приемы, разработанные известными европейскими художниками-портретистами позапрошлого века. С 2005 года к художнику пришло не только мировое признание, он стал обладателем премии имени Вильяма Бугро — известного французского портретиста.
Живописные работы Шахразадэ Хазрати с нотками «ню»
Шахразадэ Хазрати (Shahrzad Hazrati)(1957 г.р.) — современный иранский художник родом из города Гхорвех. Изначально образование получал в Политехническом университете в Тегеране на факультете архитектуры, а продолжил на факультете изобразительного искусства в университете Ирана, затем Турции, где проживает и по нынешний день.
В своем творчестве автор мастерски сочетает оригинальные живописные приемы — корпусную объемную живопись, работая над фоном и мягкую пастозную технику при работе непосредственно над образом.
Работы художника постоянно выставляются в странах Азии и Европы и имеют большой успех среди поклонников и ценителей искусства.
Как видим, произведения современных иранских художников мало чем отличаются от работ европейских мастеров портрета. И это лишь подтверждает то, что современное искусство выходит за рамки религиозных предрассудков и табу.