Фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс» — это, наверное, самая противоречивая картина режиссера. Противоречивая, потому что критики после выхода фильма заклевали именитого мастера, а вот мнение народа оказалось совершенно другим…
Еще когда Рязанов перечитывал пьесу и идея снять по ней фильм только зарождалась, он точно представлял, что Паратова и Карандышевасыграют Михалков и Мягков. Без согласия актеров сыграть эти роли фильма не было бы. Также без проб на роль матери Ларисы была утверждена Алиса Фрейндлих. А вот Ларисе Гузеевой пришлось обойти несколько других претенденток, чтобы сыграть свою дебютную роль.
Гузеева позже рассказывала, что с Ларисой Огудаловой у нее нет ничего общего. На момент съемок она носила рваные джинсы, курила «Беломор» и не стеснялась нецензурной лексики. К тому же опыта несчастной любви у нее также не было…
Рязанов потом рассказывал, что этой молодой актрисе дружно помогал весь коллектив. Старшие коллеги постоянно делились опытом, и к концу съемок с ней было уже «значительно легче работать».
А вот Андрею Мягкову съемки в «Жестоком романсе» едва не стоили жизни. Когда его персонаж отправился в погоню за «Ласточкой», актер не заметил, что подплыл к пароходу слишком близко. Лопасть ударила по носу лодки, последняя перевернулась, а Мягков ушел под воду. К счастью, актеру удалось спастись. Позже он отшучивался, что не хотел умирать, потому что это была бы слишком глупая смерть, да и обвинили бы во всём Рязанова и съемочную группу.
Режиссер с самого начал понимал, что фильм нельзя называть «Бесприданница», потому что экранизация этого произведения с таким названием уже была в 1936 году. «Жестокий романс» получился как-то сам по себе. Просто Рязанов любит романсы, и слова к одному из тех, что прозвучали в фильме («Я, словно бабочка к огню… ») написал сам.
Никита Михалков часто устраивал банкеты для всей съемочной группы. Размах был поистине паратовским: гуляли до утра под цыганские песни. Позже Рязанов рассказывал, что неделю вся съемочная группа питалась медвежатиной. Это Михалков пошел на охоту и притащил зверя… «Опять жеребцует!» — комментировал происходящее режиссер.
После выхода картины критики разнесли ее в пух и прах, называя опошленным и упрощенным вариантом оригинала. Также игру Гузеевой на фоне корифеев кино посчитали беспомощной.
С другой стороны фильм посмотрели 22 миллиона зрителей. А в 1985 году его признали лучшим по версии читателей журнала «Советский экран». Михалкова же назвали актером года.
Не всегда мнение профессионалов совпадает с мыслями обычных людей. И эта картина — яркое тому подтверждение!
источник