24 февраля исполняется 72 года народной артистке РСФСР Елене Соловей. Одна из самых известных ее киноработ – фильм «Неоконченная пьеса для механического пианино». Режиссеру Никите Михалкову удалось собрать в нем блестящий актерский состав, хотя многие звезды кино, которых он видел в главных ролях, – Людмила Гурченко, Евгений Стеблов – не смогли сниматься. А вот Александра Калягина и Елену Соловей удалось убедить, хотя ради этих съемок им пришлось пойти на жертвы. И о своем решении актеры не пожалели, ведь одному из них даже посчастливилось встретить на съемках свою судьбу…

Никита Михалков на съемках фильма *Неоконченная пьеса для механического пианино*, 1977 | Фото: aif.by

Никита Михалков на съемках фильма *Неоконченная пьеса для механического пианино*, 1977 | Фото: aif.by

Этот фильм был снят по мотивам нескольких произведений Чехова. Соавтором Никиты Михалкова во время работы над сценарием стал Александр Адабашьян. Обоим на тот момент было по 32 года, исполнителю главной роли Александру Калягину – 35, как и его герою, Михаилу Платонову. Возможно, это сыграло не последнюю роль в таком убедительном изображении сложного периода жизни главного героя, что сейчас бы назвали «кризисом среднего возраста».

Юрий Богатырев в фильме *Неоконченная пьеса для механического пианино*, 1977 | Фото: kino-teatr.ru

Юрий Богатырев в фильме *Неоконченная пьеса для механического пианино*, 1977 | Фото: kino-teatr.ru

Съемки проходили в Подмосковье, на берегу Оки в Пущино, где была заброшенная усадьба с каменным домом и парком. Сценарий изначально писали именно под это место. Для того, чтобы актеры смогли максимально вжиться в образы, режиссер поставил перед ними непростую задачу: все лето жить в Пущино, никуда не уезжать, на съемки ходить пешком, не суетиться и общаться так, как их герои, – на «вы» и по имени-отчеству. Совместные вечерние чаепития превращались в обсуждения образов и в репетиции отдельных сцен.

Олег Табаков в фильме *Неоконченная пьеса для механического пианино*, 1977 | Фото: kino-teatr.ru

Олег Табаков в фильме *Неоконченная пьеса для механического пианино*, 1977 | Фото: kino-teatr.ru

Со многими актерами Михалков уже работал в фильмах «Свой среди чужих, чужой среди своих» и «Раба любви» и заранее знал о том, что хочет продолжать с ними сотрудничать. У Олега Табакова, Юрия Богатырева, Александра Калягина не было конкурентов – они получили свои роли сразу, так как еще во время работы над сценарием в этих образах Михалков и Адабашьян представляли только их.

Кадр из фильма *Неоконченная пьеса для механического пианино*, 1977 | Фото: aif.by

Кадр из фильма *Неоконченная пьеса для механического пианино*, 1977 | Фото: aif.by

Елену Соловей тоже называли «михалковской актрисой» – она снялась в нескольких его фильмах и действительно пользовалась его особым расположением. Но на главную роль в этом фильме претендовали очень сильные конкурентки – Наталья Гундарева и Ирина Муравьева. К тому же Елена Соловей незадолго до этого родила второго ребенка, и ей было не до съемок. На эту роль утвердили Наталью Лебле, но тут начали происходить какие-то мистические вещи. Актер Сергей Никоненко рассказывал: «Снимаем на «Кодак» Лебле – разложение эмульсии. Как будто бы это проклятье какое-то! Снимаем Пастухова, проходы его – всё нормально. Тут же начинаем снимать Лебле – ничего не получается…».

Елена Соловей в фильме *Неоконченная пьеса для механического пианино*, 1977 | Фото: nastroenie.tv

Елена Соловей в фильме *Неоконченная пьеса для механического пианино*, 1977 | Фото: nastroenie.tv

Елена Соловей в фильме *Неоконченная пьеса для механического пианино*, 1977 | Фото: kino-teatr.ru

Елена Соловей в фильме *Неоконченная пьеса для механического пианино*, 1977 | Фото: kino-teatr.ru

В результате Михалкову удалось уговорить Елену Соловей приехать в Пущино вместе с малышом. Актриса вспоминала: «Ко мне приехала наша помреж с письмом огромным от Никиты Сергеевича. Если я хочу ехать с мамой, с няньками, с папой, детьми, всё будет для меня создано. Только приезжай. И мы дома решили, что, наверное, я поеду сниматься».

Кадр из фильма *Неоконченная пьеса для механического пианино*, 1977 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Неоконченная пьеса для механического пианино*, 1977 | Фото: kino-teatr.ru

Никита Михалков в роли Трилецкого | Фото: ekskluziv-smi.ru

Никита Михалков в роли Трилецкого | Фото: ekskluziv-smi.ru

В роли Трилецкого зрители должны были увидеть Евгения Стеблова, но актер накануне попал в ДТП и оказался в больнице с множественными переломами руки. Сценаристы уж было придумали, что их герой будет появляться в кадре в гипсе, но врачи были категоричны: «Если вы хотите, чтобы ему руку ампутировали, тогда везите!». И от этой идеи пришлось отказаться. Костюмы на него уже были сшиты, а поскольку Михалков оказался с ним одного роста, Адабашьян убедил режиссера самому сыграть эту роль. На роль Анны Петровны пробы проходили Людмила Гурченко, Людмила Максакова и еще несколько актрис. Изначально в этой роли Михалков видел только Гурченко, однако она не смогла сниматься, о чем позже очень жалела. Дело в том, что во время съемок в предыдущем фильме – «Мама» – актриса сломала ногу. В результате на эту роль утвердили Антонину Шуранову.

Александр Калягин в фильме *Неоконченная пьеса для механического пианино*, 1977 | Фото: nastroenie.tv

Александр Калягин в фильме *Неоконченная пьеса для механического пианино*, 1977 | Фото: nastroenie.tv

Евгения Глушенко и Александр Калягин в фильме *Неоконченная пьеса для механического пианино*, 1977 | Фото: aif.by

Евгения Глушенко и Александр Калягин в фильме *Неоконченная пьеса для механического пианино*, 1977 | Фото: aif.by

Ради роли в этом фильме Александру Калягину пришлось пойти на определенные жертвы – ему нужно было за месяц сбросить около 20 кг! Долгое время актер питался одной гречневой кашей, и ему удалось добиться впечатляющих результатов! Калягин не просто похудел – эти перемены сказались на его манере двигаться, мимике и походке настолько, что он сам себя не узнал на экране. И это сильно озадачило актера: «Роль Платонова стала «переломной». Когда я посмотрел черновой вариант фильма, не узнал сам себя. Я испугался. Я понял, что провалил роль. Это был такой удар, что плакать хотелось. Я так привык к своим штучкам-дрючкам, к своим штампам и вдруг смотрю – на экране другой человек. Это не Калягин, это не я. Я не привык к тому, что я так двигаюсь, нет моих привычных ужимочек, привычных красок. Какой-то другой актер. И ощущение ужаса провала. Меня тогда Никита выручил. Он мне тихо-тихо на ухо: «Запомни, ты сыграл свою лучшую роль!» Зато все его усилия были вознаграждены – во время съемок у Калягина начался роман с актрисой Евгенией Глушенко, которая играла супругу его героя, и после завершения работы над фильмом она стала его супругой и в реальной жизни!

Александр Калягин в фильме *Неоконченная пьеса для механического пианино*, 1977 | Фото: kino-teatr.ru

Александр Калягин в фильме *Неоконченная пьеса для механического пианино*, 1977 | Фото: kino-teatr.ru

Этот фильм за рубежом называли жемчужиной мирового кинематографа и лучшей картиной о русской интеллигенции. Он был удостоен нескольких кинонаград, в том числе Специального приза жюри на МКФ в Картахене (Испания) и премии «Золотой Хьюго» на МКФ в Чикаго (США).

Кадр из фильма *Неоконченная пьеса для механического пианино*, 1977 | Фото: ekskluziv-smi.ru

Кадр из фильма *Неоконченная пьеса для механического пианино*, 1977 | Фото: ekskluziv-smi.ru

©