Почему киты выбрасываются на берег? Ежегодно это делают до 2000 различных особей, и причины могут быть самые разные. Болезнь, подводный шум сонаров кораблей и подводных лодок, близость хищников, сбившиеся координаты китовой ультразвуковой навигации, в конце концов, самоубийство. Но с гигантскими тушами на берегу нужно что-то делать.

Если условия позволяют, тушу кита разделывают на части и зарывают в песок на том же пляже. В случае, если песок неглубокий, тушу могут транспортировать на более подходящее место. Вот в процессе транспортировки кит и может взорваться. Так произошло в 2004 году в Тайване с кашалотом.

Мертвого кашалота вынесло на юго-западное побережье Тайваня возле города Тайнань. Чтобы уложить тушу на грузовик, потребовалось 50 рабочих, 2 крана и 13 часов работы. Местные биологи хотели произвести вскрытие кашалота. В Тайнане он стал большим событием. На перевозку туши собрались посмотреть сотни жителей, скопившихся по пути следования кашалота. Торговцы разносили еду и горячие напитки – было холодно и дул пронизывающий ветер. В самом центре города, на узкой улочке кашалот взорвался, забрызгав дома, машины и толпу зрителей. Как потом выяснилось, кашалот умер от перелома позвоночника – он попал под какое-то судно. Именно там, в позвоночнике, еще при жизни особи началось гниение, и в итоге там и произошел взрыв.

Такой «эндогенный» взрыв кита — нередкое явление. Перед транспортировкой китов и кашалотов специально протыкают, чтобы выпустить газы и предотвратить взрыв, а он может быть мощным – внутренности вырываются из кита со скоростью до 70 км/ч, на расстояние до 50 метров. 

Компиляция взрывающихся китов (ОСТОРОЖНО, много жести)

Cамый нелепый случай со взрывом кита произошел в 1970 году в Орегоне и стал легендой человеческой глупости и бытового сюрреализма.

9 ноября 1970 к берегу городка Флоренс в Орегоне прибило гигантского кашалота: 14 метров длиной и весом больше 7 тонн. Местная полиция, проконсультировавшись по телефону с Военно-морским флотом США, решила взорвать тушу с помощью динамита.

Джордж Торнтон, отвечавший за операцию, не стал точно рассчитывать количество динамита. «Я уверен, что это сработает, — говорил он в интервью. — Единственное, чего мы не знаем — сколько именно понадобится динамита, чтобы дезинтегрировать эту тушу, чтобы чайки и другие животные потом подъели останки». Торнтон предполагал, что могут понадобиться еще взрывы, чтобы разбить на части крупные куски.

Закладывать динамит стали с одной стороны кашалота, чтобы ошметки улетели в море. Посмотреть собралось около 75 человек, которых попросили подняться с берега на дюны. А еще один человек хотел быть от всего этого подальше – Уолт Уменхофер, которого мы видим на 2:51 этого видео.

Уолт Уменхофер был бизнесменом, служившим в армии в годы Второй Мировой. Во Флоренсе он был проездом, и на новенькой машине – Oldsmobile 88 Regency, которую купил несколько дней назад на распродаже, проходившей под рекламным слоганом Get a Whale of a Deal on a New Oldsmobile («Получи скидку размером с кита на новый Олдсмобиль»). Помня учебу в армии, Уменхофер, узнав о планах Торнтона, пытался посоветовать инженеру еще раз провести точные расчеты – но тот лишь отмахнулся.

12 ноября 1970 под кашалота заложили 450 килограмм динамита. Через несколько секунд после взрыва – и это слышно на видео – все поняли, насколько облажались: в городке пошел дождь из кашалота. Большие и маленькие куски падали на дома, жителей и автомобили. Один из самых больших кусков угодил в машину Уменхофера — ее он и рассматривает на видео выше.

Большая часть кашалота осталась на берегу. Чайки и другие птицы так и не появились. Забавно, что, когда 25 лет спустя тот же репортер, что делал этот новостной сюжет, нашел Джорджа Торнтона, тот отказался признавать, что взрыв прошел «не так» и заявил, что это журналисты все переврали. Торнтона вскоре перевели из Флоренс на другую территорию; а когда в 1979 неподалеку опять прибило к берегу туши кашалотов, их предпочли сжечь.

Сегодня взрывы все же используются для избавления от китовых туш — но как правило, взрывают их под водой, оттащив подальше от берега.

©