Кадр из фильма «Узник замка Иф». Виктор Авилов в роли Монте-Кристо.

«Узник замка Иф». Так ли ужасен Авилов в роли Монте-Кристо?

Когда я смотрела этот фильм в юности, я была в негодовании и шоке от выбора Виктора Авилова на роль графа Монте-Кристо. А родители даже не стали смотреть такое кино. После Жана Маре Авилов казался им ужасным. И начало фильма не понравилось.


Я же смотрела все исторические фильмы без исключения. Поэтому поборола антипатию к Авилову. И была вознаграждена созерцанием роскошных женских костюмов и причёсок во второй-третьей сериях.

Кадр из фильма «Узник замка Иф». СССР, 1988 год. Яна Поплавская в роли Эжени Данглар.

Дамы-француженки одеты по моде второй половины 1830-х. Так могли одеваться героини Лермонтова.

А костюмы Гайде в турецком стиле… Не знаю, как с достоверностью, но они нереально прекрасны. Как и сама актриса.

Кадр из фильма «Узник замка Иф». СССР, 1988 год. Надира Мирзаева в роли Гайде.

Вообще, тут все исполнительницы женских ролей хороши. От Анны Самохиной глаз не отвести. Это её первая роль в кино. И такая удачная!

Кадр из фильма «Узник замка Иф». СССР, 1988 год. Граф Монте-Кристо, Мерседес и её муж Фернан Мондего, граф де Морсер.

Исполнители мужских ролей мне тоже понравились. Кроме Виктора Авилова в роли Монте-Кристо и Евгения Дворжецкого в роли молодого Эдмона Дантеса и Альбера де Морсера.

Впрочем, в роли Альбера Дворжецкий меня устраивал. Но в роли Эдмона Дантеса – извините.

Но вот я пересмотрела этот фильм на днях.

И теперь мне кажется, что молодой Эдмон Дантес и должен быть таким. Наивным, простоватым… совершенно неинтересным, как мужчина.

И ведь юная Мерседес ему под пару. Кто она такая? Она же – не светская дама, а небогатая провинциальная девица. Сама простовата, наивна и влюбилась в такого же юношу. По крайней мере, он не груб и не глуп…

Хотя на самом деле он глуп. Умный человек не стал бы заезжать на Эльбу в 1815 году и беседовать со свергнутым императором. И уж точно не стал бы брать никаких опасных писем. Мало ли кто о чём попросил… Своя голова должна на плечах быть.


И вот именно таким «честным лопушком» мы видим Эдмона в фильме. По-моему, идеальное попадание в образ.

Кадр из фильма «Узник замка Иф». Евгений Дворжецкий в роли молодого Дантеса.

Кадр из фильма «Узник замка Иф». Анна Самохина в роли юной Мерседес.

А потом актёра меняют. Вместо Дворжецкого появляется Виктор Авилов.

Ну, что говорить? Совсем не красавец, как Жан Маре, да… В такого Монте-Кристо, пожалуй, и могла влюбиться только Гайде. Восточная девушка, которую он избавил от участи оказаться в гареме какого-нибудь мерзкого и сластолюбца. Дал ей роскошную жизнь и, по сути, свободу, не требуя ничего взамен. Такого мужчину Гайде не могла не боготворить…

Кадр из фильма «Узник замка Иф». Гайде и Монне-Кристо в конце фильм.

Но, может быть, это правильно? То, что для роли Монте-Кристо не стали искать красавца?


Ведь граф Монте-Кристо – это не красавчик, а личность.

И мне кажется, что Авилов сыграл именно такую личность, как надо. Его Монте-Кристо убедительней и харизматичней, чем Монте-Кристо Жана Маре.

Там – сказка, игра. А здесь – правда жизни и реализм.

При этом в фильме есть романтический антураж. Он то мрачный, то светлый. И в конце концов, свет побеждает тьму. И в жизни, и в душе Монте-Кристо.

А как потрясающе сыграл Алексей Петренко аббата Фариа!

Когда я смотрела этот фильм в юности, эти сцены прошли мимо меня. Я только сейчас оценила и образ аббата, и игру Петренко.

И прекрасный финальный аккорд, когда в конце фильма аббат Фариа неожиданно появляется снова и произносит свою мудрую фразу:

«Зло нельзя победить, потому что борьба с ним и есть жизнь»…

Кадр из фильма «Узник замка Иф». . Алексей Петренко в роли аббата Фариа.





©