Утомили студенты, сил больше нет! Десять лет учу их уму-разуму, с каждым годом работать всё сложнее, поэтому, наверно, надо остановиться. Всё дело в том, что я слишком хорошо помню себя и своих однокашников — студентов начала нулевых. Ну не вели мы себя так плохо, как вы!

Нет, мы ни в коем случае не были прилежными и образцово-показательными студентами. Более того, мы доставляли немало хлопот преподавателям и нашему деканату. Мы прогуливали занятия и на пары опаздывали, списывали друг у друга контрольные, покупали готовые лабораторные работы, сдавали курсовики в последний момент и писали шпоры перед экзаменами. Но мы знали, что поступаем плохо. Мы понимали, что преподаватель будет недоволен и нас накажет. И что в деканате нас тоже по головкам не погладят. Мы трезво оценивали свои поступки и осознавали, какие будут последствия.

А что сегодняшние стьюденты? Сплошной хэштег ачтотакого?! «Я прогулял половину семестра, а что такого?!» «Я принёс курсовик, но ничего объяснить не могу, а что такого?!» «Я списал экзаменационный билет со шпаргалки и не могу ответить на дополнительные вопросы, а что такого?!» Вот как я должна отвечать на эти вечные «ачтотакого?!», оставаясь при этом в рамках приличий? Как вам объяснить, что если я установила правила, их надо неукоснительно соблюдать?

И не надо говорить про то, что с вашей точки зрения университетские правила абсурдны. Они ни разу не абсурдны, во-первых, и полностью соответствуют российскому законодательству, во-вторых. Или закон для вас — это абсурд? К моему великому сожалению, способность критически оценивать свои поступки у вас отсутствует напрочь, хоть по паспорту уже 18+, в душе вы дети.

Из первой проблемы плавно вытекает вторая: вы не готовы нести ответственность за свои проступки, потому что не считаете их таковыми. В ваших глазах вы — белые и пушистые существа, которых угнетает преподаватель, тиран и самодур. Ребята, вы серьёзно?! Вас мамы-папы-бабушки с детства не учили, что если поступил плохо, провинился, изволь понести наказание? А вот нас учили. Поэтому мы не спорили, когда за прогулы с нас требовали полный рукописный конспект лекций. Или когда говорили, что надо переделать курсовик по своему варианту. Или когда на экзамене двойку ставили, раз мы не подготовившись пришли.

И апогей всего: авторитет преподавателя для вас равен нулю. А то вообще в минусе. Мы тоже не всех преподов любили, порою говорили фразы из серии: «Они нас ничему не учат», — или — «Мы лучше разбираемся в предмете». Но мы говорили подобные вещи шёпотом между собой, потому что понимали — это наше субъективное мнение, а буквы «к.т.н.» и «д.т.н.» просто так рядом с фамилией не появляются. Да, мы смеялись над шуткой: «Если хочешь стать солдатом, то пошли декана матом», — но на ус мотали. Вы же готовы матом послать ректора, а потом заявить ваше любимое «а что такого?!»

В преподавательской среде принято сетовать на уровень школьной подготовки. Согласна, проходной балл 30 с хвостиком по физике и математике для технических направлений — это просто печаль-беда, но кто знает, вдруг вы без ума от сложностей и принципиально не ищете лёгких путей? Кроме того, задания можно упростить, разобрать ещё несколько примеров задач, провести дополнительные консультации на худой конец — они у нас не оплачиваются, так что это чистой воды преподавательский альтруизм, если что. Но с вашим поведением-то что делать?

Как вас перевоспитывать, да и надо ли нам это?

©