Уpoки тpудa в coвeтcкиx шкoлax: кaк oни пpoxoдили… И нужны ли были вooбще

Вы учились в советской школе? Ну той, что еще была до 90-х годов прошлого столетия. А еще раньше? Сегодня попытаюсь вспомнить чему учили нас в то время. Какие изделия мы делали и что из этого получалось.

Нынче то толком и уроков труда в школах нет. Есть что-то подобное. Они «уроки технологии» это называют. Но от тех уроков труда, что были в СССР они сильно отличаются. Не знаю, можно ли современное дитя научить чему-нибудь, акромя игр в смартфон прямо на уроках. Но я верю, что при должном усердии родителей ребенок должен уметь и топором работать, и рубаху подшить, даже если он живет в городской суете, а не в деревне.



Вспоминая старые времена я частенько применяю на практике, то, чему учил нас учитель труда. А ведь как правильно назвали школьный предмет — «ТРУД». Именно труд, который и делает человека человеком. Начальные классы помню плохо, но в старших нас уже учили работать на токарных станках. Учитель попался хороший и каждый раз придумывал новые задания с разными поделками, которые мы потом забирали домой.

У каждого ученика свой собственный верстак был, тиски свои на каждого. Напильник личный и ножовка. Да, не у многих такое сегодня и дома то есть. Строгали, пилили, лобзиком вырезали игрушки разные, выжигали. Я работать всегда любил. Поэтому уроки труда ждал с нетерпением.

Сейчас в школе, вам разве дадут дерево, чтобы вы выточили из него подсвечник на станке и забрали себе? А у нас так в СССР было. Помню болты на станках делали сами и резьбу нарезали. У меня до сих пор дома лежат молоточки. Маленькие молоточки.


Когда меняли старый школьный забор, то учитель взял от него прутья, которые имели квадратное сечение 1,6 на 1,6 см. Так мы всем классом сделали из них молотки. Вот он на фото. Храню как память. Даже номер ему присваивали свой.


Что еще делали дети СССР на уроках труда? Табуретки. Да, да те табуретки, что мы с вами видим в старых советских фильмах. И мы их тоже делали. Но самое запоминающееся изделие это была пельменерезка. Вернее приспособление для нарезания кружочков пельменей. Подобная как на фото, только из проволоки и жестяного листа от консервной банки.


Каждый из учеников лично паял её и пробовал на тесте. Тесто делали девочки на уроке труда. Они пекли какие-то пирожки и нам принесли образцы теста, чтобы пробовать как режет эта интересная самодельная приблуда.

Скворечники, конечно же делали на труде. Указки для учителей строгали. Да полно еще всего. Хорошие были времена, добрые, правильные. Были, были такие времена.


С самого первого класса нас в пятидесятые годы приучали к труду. В начальных классах мы вырезали ножницами какие-нибудь безделушки в подарок своим мамам на 8 Марта. Затем девочек и мальчиков учили вышивать на пяльцах листочки и цветочки цветными нитками мулине. Потом, помню, учили штопать носки, пришивать пуговицы, делать игольницы . Кроме того мымастерили поделки из природных материалов, лепили из пластилина, учились делать аппликации. Занятия проходили в том же классе, где мы изучали и другие предметы.


Но вот с пятого класса урок труда у девочек и мальчиков проходил отдельно. Девочки занимались домоводством: учились шить, готовить. А мы мальчишки ходили на урок труда в настоящие мастерские при школе.

Сначала это были столярные мастерские. У каждого ученика был верстак. Учитель труда учил нас пилить, строгать, сверлить деревяшки, фанеру. Первыми настоящими изделиями были разделочные доски. Нам их даже разрешили забрать себе домой. Затем делали скворечники.

У моего отца была столярная мастерская в сарае. И у меня к тому времени были навыки работы по дереву. Поэтому учитель труда вскоре мне предложил, чтобы я под его руководством сделал табуретку. И я ее сделал. А потом мне доверили работать на токарном станке по дереву.


В более старших классах урок труда у мальчиков проходил в слесарных мастерских. Первым делом нас обучали технике безопасности. Затем учили работать слесарными инструментами. Учили, как держать молоток, ножовку, зубило, напильники. Как ими правильно пользоваться. Как и чем правильно делать замеры.

Работать с металлом конечно труднее, чем с деревом. Как сейчас помню, отрубить зубилом кусочек от полоски металла давалось не просто. А затем мы учились изготавливать вручную стограммовые молоточки. Очень трудоемкая работа. Но еще труднее было научиться делать оконные петли. Отверстия делали на сверлильном станке. А вот на токарном и фрезерном станках поработать так и не дали.


Кроме уроков труда в школе мы проходили «летнюю практику». Длилась она 2 недели летом. В нашей школе она обычно проходила на пришкольном участке. Ухаживали за различными растениями. Щипали травку, поливали, рыхлили, собирали урожай. Некоторым доверяли вместе с учителями около школы продавать выращенное на школьном участке.

Мне такая работа не нравилась. Но вот одна практика мне очень запомнилась. Шел ремонт школы. И меня прикрепили в помощь к малярам. Я почему-то приглянулся одной женщине. И она стала меня учить правильно разводить краску, правильно красить. Мне доверили красить парты. А это я вам скажу тоже не простое дело – просто так мазюкать не получится. Тогда все это мне очень понравилось. И теперь каждый раз, когда начинаю что-нибудь красить, вспоминаю эту женщину и ее уроки.



Сегодня я считаю, что уроки труда были очень полезны. Пусть большинство из нас не стали ни столярами, ни слесарями, ни токарями, ни малярами, ни швеями. Но полученные навыки труда в жизни моего поколения очень всем пригодились и на работе, и в быту. Особенно в эпоху тотального дефицита. Умение своими руками что-то сделать, отремонтировать, пошить или даже перекроить из старой вещи было просто необходимостью. Ну а умение приготовить вкусную пищу и сейчас очень актуально.

В настоящее время может и не стоит всех подряд мальчишек обучать делать ручным инструментом табуретку или молотки. Сейчас такими инструментами почти и никто не пользуется. А уроки труда, теперь технологии, стоит сохранить потому, что эти уроки тренируют мышление, воображение, память, самостоятельность, творческие и технические способности. Уроки труда приучают к аккуратности, бережливости и опрятности. А в будущем это не раз пригодится. Дети начинают понимать, как зарабатываются деньги.

Что же касается летней практики, то я считаю, что она не нужна. Ученики, особенно сейчас, и так в течение учебного года очень загружены. И отнимать у них часть летних каникул не стоит.



По материалам — Pofu.ru — Всё обо всём!

©