Более двухсот листов записных книжек и рукописей знаменитого писателя-классика русской литературы Федора Михайловича Достоевского содержат рисунки, среди которых, в основном, портреты, наброски готических окон и арок, арабески и каллиграммы. Достоевский никогда не стремился прослыть художником и не выставлял свои рисунки на всеобщее обозрение. Его графика не иллюстрирует текст, а, скорее, представляет собой графические заметки, образующие связи между персонажами или указывающие направление развития сюжета. Сейчас их довольно сложно интерпретировать, поскольку нет возможности выяснить у автора, что конкретно он имел ввиду. Тем не менее, рассматривать и изучать эти рисунки очень любопытно.

Набросок рукописи Федора Достоевского «Братья Карамазовы», 1880 год

«Бесы» Федора Достоевского, 1870-1871 гг.

Профессор Константин Баршт, научный сотрудник Института русской литературы Российской академии наук в Санкт-Петербурге, попытался расшифровать рисунки Достоевского, обобщив свои выводы в книге «Рисунки и каллиграфия Федора Достоевского». Достоевский рисовал лица, архитектурные детали и различные каракули в своих рукописях, работая над романами «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы» и «Братья Карамазовы». Баршт утверждает, что каракули «относились к тому, что он писал». Он прав, конечно. Полные графики рукописи писателя раскрывают его энергичный ум, стремление к упорному труду и внутренний монолог по мере творческих взлетов и падений. Идеи рождаются непоследовательно: слово здесь, каракули там… Ничто не стоит на месте, каждая идея приводит к следующей. Конец одного романа рождает начало последующего. Это завораживает.

©