Тeтpaлoгия o peзидeнтe: пoчeму интepecнo cмoтpeть тoлькo пepвыe двa фильмa «Oшибкa peзидeнтa» и «Cудьбa peзидeнтa»
Недавно с большим интересом пересмотрела некогда весьма популярную советскую шпионскую тетралогию Ошибка резидента (1968), Судьба резидента (1970), Возвращение резидента (1982) и Конец операции «Резидент» (1986).

Сразу скажу, что интерес представляют только первые два фильма.


и

И если еще Возвращение резидента худо-бедно можно смотреть, несмотря на абсолютную неправдоподобность происходящего на экране (чего стоит только приключения главного героя в Африке), то последний фильм Конец операции «Резидент» — это просто откровенная халтура, больше напоминающая развесистую клюкву, чем добротное советское кино, которым являются первые две части этой истории о разведчике Тульеве.
При всем моем уважении к великолепному актеру Георгию Жженову, основной интерес вызывает все-таки не его персонаж, а именно история взаимоотношений двух героев — Тульева (Жженов) и Бекаса (в прекрасном исполнении Михаила Ножкина).

Именно история двух человек, изначально находящихся на разных сторонах бappикaд, развитие их взаимоотношений, броманс, как принято нынче говорить, зарождение дружбы — вот что наиболее ценно в первых двух фильмах.

Герои Жженова и Ножкина являются идейными противниками, но уважают друг друга как профессионалов.

Однако постепенно ситуация меняется, засланный шпион Тульев меняет свои убеждения, не без помощи Бекаса, и становится двойным агентом.

Но как только из истории исчезает персонаж Михаила Ножкина, она становится плоской и … безвкусной.

Что касается других актеров, то в первых двух фильмах их просто звездная россыпь.

Прекрасная роль валютчика у Ростислава Плятта. Кстати, только из-за одного его персонажа можно еще раз пересмотреть фильм.

Ефим Копелян.

Эве Киви, Жанна Болотова.

Элеонора Шашкова.

Кстати, Элеонора Шашкова сыграла, по сути, ту же роль, что через пять лет повторит в сериале Семнадцать мгновений весны (1973) — жена разведчика, всю жизнь ждущая возвращения своего мужа «из командировки».

Небольшая, но очень колоритная роль шофера такси у Юрия Волынцева — пана Спортсмена из Кабачка «13 стульев».

Фильмы Ошибка резидента и Судьба резидента интересны как психологические детективы.

Но есть в них и еще одно — очарование ушедшей эпохи.

Интересно следить не только за перипетиями сюжета, но и за духом времени, который проявляется в деталях быта, архитектуры, одежде.

Иногда даже о сюжете забываешь, настолько атмосферные фильмы.

Так что рекомендую тем, кто давно не пересматривал эти фильмы, вновь обратить свои взоры на разведчика Тульева.

Заодно, может, найдет ответ на вопрос — кто написал то самое письмо, из-за которого миссия Тульева была провалена.

©