Тест Аристотеля: к какому типу людей вы принадлежите — благородному или низкoму cocлoвию

Дворян среди нас нет. И графов с княгинями тоже нет. Великодушие, рыцарство, самоотверженность и честность не в почете. А все же хочется ощущать и определять себя благородным человеком, правда?


Есть у меня один знакомый, который время от времени упоминает в беседе, что его предки были раскулачены, а жили до этого печального события роскошно — чай пили в тени своей усадьбы, изъяснялись исключительно по-французски и на рояле музицировали.

Правда, когда он не рисуется и выходит из образа, он может себе позволить себе отборный мат в сторону официантов кафе или продавцов магазинов или харкнуть на козырек соседнего офиса. И ореол благородных корней моментально слетает с его головы. Ну не ведут себя так люди высокого достоинства, а вот чувство собственного превосходства о многом сигнализирует. В общем, не дворянин это, а имитация. Жалкая пародия.

Но не все так печально. Я знаю девушку, которая волею судьбы, а точнее по настоянию родителей, попала в Европейский ВУЗ, начала изучать юриспруденцию, но позже перевелась на историю искусств. Она раз в год приезжает в родные края, а в ней никто не признает прежнюю Олю — дерзкую пацанку, заводилу двора, которая с мальчишками в легкую дралась.

Вот что с человеком делает образование и прикосновение к прекрасному. Пропитываешься искусством, культурой, литературой, духом города, его идеями и настроением и меняешься, сначала улучшаешься, а затем совершенствуешься. Каждый день, по чуть-чуть. А через год кто-то увидит тебя и ахнет: «Разница колоссальная!».

Древнегреческий философ Аристотель вывел собственную формулу благородного человека:

Пункт первый

Два года человек учится говорить, а потом всю оставшуюся жизнь – молчать.


Болтливость, желание тратить время на пустые разговоры ни о чем — признак плебейства. Хвалить себя, очернять других, сплетничать — все это недостойно для целостной личности.


Я изучала биографии многих гениев и тех, кто стал знаменитым благодаря своему таланту. В их доме не было телефона, они предпочитали уединение, а общались, исключительно письмами. Они тянулись к тем, у кого могли чему-то научиться, у мастеров своего дела. Слушали их, внимая каждому слову. Благодарили за возможность визита. Их комнаты были заполнены книгами, а в книгах — множество закладок.

Дело не только в том, что говорить надо меньше, сберегая время для более важных дел. Надо уметь держать язык за зубами, не рассказывать о себе лишнего, не выдавать ненароком чужих тайн. Язык у человека мал, а сколько жизней он сломал — говорят на Востоке. Стоит прислушаться.

Пункт второй


Стыдно не уметь защищать себя рукою, но еще более стыдно не уметь защищать себя словом.

Благородный человек никогда не повышает голос, никогда не поднимает руку, не толкает в спину, не ставит подножек, не держит нож за пазухой. Он умеет защитить себя репликой, но чувствует тонкую грань — когда именно нужно завершить неприятный спор и удалиться. А еще лучше — вовсе не начинать бесконечную и бесполезную полемику.


Главный маркер благородство — умение владеть собой и контролировать свой гнев.

Пункт третий

Разумный гонится не за тем, что приятно, а за тем, что избавляет от неприятностей.


Вспоминаем басню Крылова про Стрекозу и Муравья.

Стрекоза порхала по цветкам и травам все лето, танцевала и пела, но наступила невыносимо долгая, холодная и голодная зима. Муравей же трудился, не покладая рук, но представьте, каким теплым, уютным и сытым будет его зимний период? Он будет его вознаграждением, а Стрекоза получит стресс и переохлаждение.

Думать на три шага вперед, делать надел на завтрашний день, отказывать себе в сиюминутных удовольствиях ради будущего комфорта — вот он, маркер благородного человека.

От неприятностей избавят человека не деньги и связи, а его ум, терпение, трудолюбие, снисходительность, ментальная гибкость, прозорливость и запасливость.

Благородный человек не опустится до того, чтобы стоять с протянутой рукой и просить друзей ему помочь, он сделает все, чтобы предотвратить этот позор, который клеймом ляжет на весь его род.




©