Владимир Иванович Аржевитин — художник, иллюстраторации которого позволяют нам увидеть тех самых существ, о которых мы так много слышали.

Домовой бани — Баенник (банник)

Живет этот дух в крестьянской бане за каменкой или под полком, на котором парятся. Хотя он невидим, его движение в куче неопаренных веников можно услышать ночью. Всему честному народу известен баенник за духа недоброго, а порою и злого. Баенник всегда моется после всех людей, обыкновенно разделяющихся на три очереди, а потому четвертой перемены, или четвертого пара, все боятся: в эту пору моются черти, лешие, овинники, русалки. Сунется неосторожно человек — «он» накинется, станет бросаться горячими камнями, плескаться кипятком; если не убежишь умеючи, то есть задом наперед, может совсем запарить, а все будут думать, что просто угорел человек.

Домовой — Дворовой

Дворовой (белор. хлевник) — у восточных славян домашний дух, мифологический хозяин двора, который обитал в хлеву вместе со скотиной и имел облик маленького человечка. Он считается младшим братом домового. С именем дворового связан тот же самый комплекс поверий и обрядов, относящихся к скоту, что и с домовым, а часто эти персонажи вообще не различаются. Внешним видом похож на домового — весь мохнатый.

Воструха

Воструха — белорусское название какого-то женского домового духа. Где она в доме поселится, ничего не пропадает и ничто не ускользает от ее острого взора; «бачым як бы Воструха», — говорят в Минской губернии. Шпилевский видит в Вострухе богиню целомудрия и справедливости и производит ее имя от германской Астреи.

Упоминающийся выше Шпилевский — ни кто иной, как автор изданных в середине XIX века «Белорусских народных преданий» Павел Михайлович Шпилевский, более известный под псевдонимом «Древлянский», ярый популяризатор народного культурного наследия белорусов, писатель-публицист, а также этнограф-мистификатор, чьи публикации, несмотря на многочисленную критику и обвинения в полной несостоятельности, тем не менее успешно влились в ряд авторитетных фольклорных сборников, например в «Поэтические воззрения славян на природу» Афанасьева.

Непосредственно у Шпилевского воструха описывается достаточно кратко и с образом домового духа имеет мало общего:

Ваструха — то же, что Астрея, богиня правды и целомудрия. О ней большею частью сохранилось поверье в Могилевской Губернии, в Оршанском и Бабиновичском Уездах, и частью — в Витебской Губернии. Поговорка: Ба́чыш, як бы Вастру́ха — Видишь, как будто Вастру́ха, то есть как будто целомудренная, справедливая.

П.Древлянский «Белорусские народные предания»

Домовой жилого дома — Доможил

Это, как известно, бесплотный дух дома, который, впрочем, иногда может показываться в виде маленького старичка, возможно, немного похожего лицом на хозяина дома, только заросшего до самых глаз волосами и с коготками на мохнатых лапках. Как правило, в разговорах между собой люди называют его не домовым, а «дедушкой», «хозяином», «самим», «набольшим», «суседкой» (последнее название, по всей видимости, происходит из-за того, что домовой соседствует с человеком, живя в его доме).

Интересно, что у домового есть даже именины. Отмечаются они 10 февраля, в день Ефрема Сирина. В этот день домового «прикармливали», то есть откладывали ему немного каши.

А еще в день Ефрема Сирина весь вечер проходили посиделки, на которых рассказывали про домового: о его повадках, проделках, пели о нем забавные частушки и прибаутки. Так и проходили «именины» домового.

Как появился домовой? Есть несколько версий, издавна хранящихся в народной памяти. Согласно одной из них, он возникает из души животного, а по другой – из души дерева, срубленного на постройку жилища.

Известно, что домовой может быть как добрым, так и злым, в зависимости от того, как к нему относятся хозяева дома. Если хорошо, значит, он будет следить за хозяйством и оберегать дом от воров.

Домовой, являясь по сути своей домашним божеством, обладает и знаниями о той семье, с которой он живет. Так, например, предвидя болезнь или смерть кого-то из живущих в доме, домовой может предупреждать о грозящей опасности скрипом, стуком дверей и даже воем.

Но если домовой обижен или разозлен вами, пощады от него не будет: он начнет бить и колотить посуду, шуметь, топать и вообще всячески нарушать покой жильцов (это распространяется как на избы прошлого, так и на современные квартиры, так что помните об этом и бойтесь прогневить домового!).

А еще иногда среди ночи он наваливается на спящего (особенно на того, кто спит на спине) и начинает давить на него и душить, да так, что несчастный не в силах ни сбросить его, ни слова сказать или даже пошевелиться.

Впрочем, с этим связано народное поверье: стоит в этот момент спросить его «К худу или к добру?», как мрачный голос ответит вам «да» или «нет».

Чтобы примириться с ним, можно прочесть молитву, попросив ангела-хранителя о заступничестве перед разбушевавшимся домовым. С молитвой можно обратиться и к Ефрему Сирину, поскольку он в какой-то степени является «именинником» вместе с домовым.

У домового есть «свое» животное, как почти у каждого представителя темных сил. «Суседка» дружит с кошкой. Существует даже народный обычай, что прежде чем переселяться в новый дом, надо пускать туда кошку, для чтобы она познакомилась с ним.

Домовой сарайный — Овинник

Cарайный – в русской мифологии – род нежити, домовой, живущий в сарае.

Жировик (Лизун)

Жировик— по славянской мифологии один из многочисленных домовых духов, мелкий пакостник, да любитель тепла.

По славянской мифологии один из многочисленных домовых духов, «а зовут его жировик потому, что он любит жить в тепле или в подполье, незримо вертится возле хозяйки, занятой приготовлением еды, любит лизнуть блины да оладьи по пылу — с жару. Возится по ночам с немытой посудой, вылизывая ее. Проказит не со зла, а просто от скуки или по свойству своего веселого нрава, забавляясь».

«В поверьях жировиком, жировым обычно именуется домовой, постоянный обитатель дома, его невидимый попечитель, любящий довольство и достаток. В Заонежье жировик — дух, обитающий в пустом строении; Е.В.Барсов сообщает, что жировик — «настоятель жиры, хозяин всего строения. Он особенно заботится о скоте, сообщает иногда радостные вести, но чаще всего предсказывает невзгоды. Буйный нрав его сказывается только тогда, когда он жирует в пустых хоромах»»

Вазила

Вазила — если верить Древлянскому, дух-покровитель лошадей в белорусском фольклоре.

Кикимора

Кикиморой называют дух, который обитает в домах. Она считается женой домового.

Маленькая невидимая женщина (иногда считается женой домового). По ночам беспокоит маленьких детей, путает пряжу (сама любит прясть или плести кружева — звуки прядения).

Кикимора болотная

Кикимора болотная. Название ее происходит от места жительства. Она живет на болоте и является женой лешему. Болотная Кикимора похожа на свою домашнюю сестру. Отличается только цвет кожи и длина волос.

Леший

Леший (белор. лясу́н, лесаві́к, укр. лісови́к; существует множество региональных и оценочных наименований) — дух-хозяин леса в мифологии восточных славян. Леший был одним из самых популярных славянских мифологических персонажей и, учитывая современный упадок мифологической традиции, сохраняет относительную популярность и сейчас. Традиционный образ лешего сложен, многогранен и расплывчат.

В мифологических рассказах леший предстаёт в виде растительного, животного или антропоморфного существа. Для лешего также обычно появляться в виде родственников и знакомых. Леший описывался то как гигант, то как карлик; есть поверья, что он мог изменять свой рост. Если леший одет, то в целом так же, как обычный человек. Часто его сопровождает сильный ветер, или сам он может представать им. У лешего отсутствует тень. Он может становиться невидимым. Леший обладает огромной силой. Ему приписывается всё разнообразие лесных звуков, но он может разговаривать и по-человечески.

Листовик (лесавка)

Лесавки — в белорусском фольклоре мелкие лесные духи, дети лешего и кикиморы.

Боли-бошка

Боли-бошка — по русским поверьям большеголовый и неуклюжий дух леса, живущий в ягодных местах, норовящий обманом запрыгнуть на шею и голову петлей стянуть.

По русским поверьям «дух леса, живущий в ягодных местах, пуще всего на клюкве да бруснике. Сам он большеголовый, рукастый, неуклюжий, одежка — рвань в заплатах. Носик востренький, а глаза — не поймешь, не то печальные, не то хитрые. Прикинется жалконьким старичком, выйдет навстречу и просит помочь найти утерянную кошелку, корзинку или еще что-нибудь. Нельзя поддаваться на его уговоры, как бы ни умолял. Уступишь — начнешь о его потере думать, смотреть по сторонам, наклоняться, искать — вскочит боли-бошка на шею, голову петлей стянет, будет водить по лесу. Голова разболится, заблудишься и вовсе пропадешь.»

Шиш, шишица

Шиш — по славянской мифологии нечистая сила, живущая в вихрях на обочинах дорог.

«Шиш отроду голой, у его двор полой, скота не было, и запирать некого. Изба большая, — на первом венце пирог, на втором — потолок, окна и двери буравчиком провёрнуты. Сидеть в избе нельзя, да глядеть на ей гоже! Шиш в эдако окошечко глаз впялит и любуется.

Именья у Шиша — щей деревянный горшок, да с табаком свиной рожок. Были липовых два котла, да сгорели дотла.»

Именья у Шиша — щей деревянный горшок, да с табаком свиной рожок. Были липовых два котла, да сгорели дотла.»

Б.Шергин «Шишовы напасти»

По славянской мифологии «нечистая сила, живущая обычно на обочинах и играющая свадьбы свои, когда на проезжих дорогах вихри поднимаются столбом. К «шишам» посылают в гневе докучных или неприятных людей. «Хмельные шиши» бывают у допившихся до белой горячки: до чертиков. Голова шиша с кулачок, нос длинный и вертлявый — в точности шиш — или кукиш.» …что очень удачно подмечено людьми — трудно найти человека, который ни разу в жизни не изображал или не «поймал шиша» от других.»

Шишига

«Ну как же тут не смутиться — комета ещё что! — хуже бывала философия, вот хотя бы о том же шишигином хвосте: будто закроет тебя шишига хвостом и ты пропадёшь и, сколько ни ищи, не найдут тебя, да и сам себя не найдёшь…»

A.M.Ремизов «Неуёмный бубен»

Шишига — по славянской мифологии «маленькое, горбатое существо, брюхатое, холодное, с сучковатыми руками». «Считалось, что она ходит голой со взъерошенными волосами, набрасывается на зазевавшихся прохожих и тащит их в воду, приносит беду пьяницам». «В отличие от всем известного водяного, шишига обитает в камышах, предпочитает мелкие речушки и водоемы. Днем отсыпается, появляется только в сумерках. Можно предположить, что шишига состоит в родстве с шишом, ибо напоминает его мелочностью своих пакостей.»

«То же существо играет важную роль в мифологии коми. Живет в реке Кама и иногда выходит на берег…»:

«Считалось, что иногда Шишига вылезала из воды, и ее видели сидящей на крутом берегу Камы, над омутом, расчесывающей длинные черные волосы. Увидевшему её предстояло вскоре утонуть или же умереть по какой-либо другой причине. Ею пугали и пугают до сих пор детей, предостерегая от купания в омутах угрозой, что их утащит Шишига.»

Болотник

«Болото издавно считается местом обитания нечистой силы, о чем свидетельствуют многочисленные пословицы: «Было бы болото, а черти найдутся»; «Сидит, как черт в болоте»; «Бегает, как черт по болоту»; «Не ходи при болоте — черт уши обколотит» и др. Не случайно в заговорах нечистую силу и болезни отсылают «на леса, на болота» или «на мхи, на болота».

И во многих местах верили, что у болот есть особый хозяин — болотный, болотник или болотяник, болотный дедко, шут болотный. Впрочем, иногда его считали разновидностью водяного или даже лешего. Болотника представляли угрюмым неподвижным существом, сидящим на дне болота, безглазым толстяком, покрытым слоем грязи, с налипшими водорослями, улитками, рыбьей чешуей; или же человеком, поросшим серой шерстью, с длинными руками и закрученным хвостом. В отличии от другой нечистой силы, болотник не умеет менять свой облик.

Болотник заманивает человека или животное в трясину и губит его. Особенно легкой добычей становится человек, который по ночам играет на сопелке (пастушеской дудочке). Приманивает болотник свою жертву, крякая по-утиному, ревя по-коровьи, дико стонет или хохочет. Когда человек застревает в трясине, болотник хватает его за ноги и затягивает вглубь. Болотник не имеет ни жены, ни детей. В отличии от других демонов, он не боится громовых стрел, так как они теряют силу, соприкасаясь с поверхностью болота. Болотники гибнут при осушении болот и зимой, когда болото вымерзает.

Моховик

Моховой — вариант имена Моховика, одного из младших лесных духов русского фольклора.

По славянской мифологии «дух мшистых болот, является людям в образе свиньи или барана. Питается растениями, но иногда заедает детей.

Это самый маленький из лесных духов по сравнению с боровиком и лешим. Подчиняется лесному царю, делает то же, что все лесовые: заводит в глубь своих владений, чтобы там погубить человека.

Средства спасения от моховиков те же, что и от леших».

Сведения о моховиках немногочислены. В Олонецком крае говорят, что моховик — самый маленький из лесовиков, подчиненных старшему лесовику — великану, лесному царю.

На Вологодчине считали, что моховики — «маленькие, в четверть аршина, старички, так что они могут прятаться во мху, им и питаются».

По поверьям Смоленской губернии, моховой — дух, обитающий в моховом болоте.

Полевой

Полевик — славянская мифология. Дух храниель полей. Когда начинали расчищать леса и распахивать земли под поля, пастбища и новые угодья, конечно, немедленно входили в соприкосновение с другими «малыми» божествами — Полевиками. Вообще с хлебным полем связано много верований и примет. Так, до прошлого века дожило разделение сельскохозяйственных культур на «мужские» и «женские». Например, хлеб-жито сеяли только мужчины, несшие посевное зерно в особых мешках, скроенных из старых штанов. Тем самым они как-бы заключали «священный брак» со вспаханным полем, и ни одна женщина при этом присутствовать не смела. А вот репа считалась «женской» культурой. И женщины сеяли ее, стараясь передать Земле часть своей детородной силы. Иногда люди встречали в поле старичка, невзрачного с виду и донельзя сопливого. Старичок просил прохожего утереть ему нос. И если не брезговал человек, в руке у него неожиданно оказывался кошель серебра, а старичок-Полевик исчезал. Таким образом наши предки выражали простую мысль, что Земля щедро одаривает лишь тех, кто не боится выпачкать рук.

Клурикон

Кларихун — шотландский домовой (опять же хохлик!), разновидность брауни, в отличие от которого, однако, никогда не помогает в домашнем хозяйстве. Впрочем, и мешать тоже не очень-то мешает, по крайней мере до тех пор, пока не наберется горячительного по горлышко. А надобно знать, что кларихун обожает подвалы, в которых хранится спиртное. Кларихун большой любитель отпить винца из разных бочек, бочонков и бутылок, не зная меры. Поэтому все обычно заканчивается тем, что поднабравшийся кларихун рычит, верещит, вопит, поет, отрыгивает и шумит сильнее, чем полтергейст. Распространяемые всяческими вредными бабами слухи — мол, безобразничает в подвале вовсе не кларихун, а хозяин со дружками — должно считать клеветой и демагогией. Рисовалось на конкурс шотландского виски. По-буржуински написано «Шотландская белая горячка»

Горыныч

Змей Горыныч — огнедышащий дракон, имеющий несколько голов, представитель злого начала в русских народных сказках и былинах.

В славянской мифологии встречается как змок (словацк. и чеш. zmok) или смок (польск. smok, белор. цмок), змий (в.-луж. zmij, укр. змій), змай (словен. zmaj, с.-хорв. змаj), змей (белор. и болг. змей). В некоторых славянских языках значения «гора» и «лес» не различаются, поэтому есть версия, что Горыныч — от слова «гора» в значении «лесной». Также описывается под именами Горынич, Горынчат, Горынчище, Горынище.

Яга

Баба-яга (рус. Яга, яга-баба, еги-баба, ягая, Ягишна, Ягабова, Егибоба; укр. Баба-Язя, Язя, Язі-баба, Гадра; польск. jędza, babojędza; чеш. jezinka, Ježibaba «ведьма», «лесная баба»; в.-серб. баба jега; словен. jaga baba, ježi baba) — персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки) славянских народов. Уродливая старуха, владеющая волшебными предметами и наделённая магической силой. В ряде сказок уподобляется ведьме, колдунье. Чаще всего — отрицательный персонаж, но иногда выступает в качестве помощницы героя. Помимо русских встречается в словацких и чешских сказках. Кроме того, является обрядовым святочным персонажем в бывших славянских землях Каринтии в Австрии, масленичным персонажем в Черногории и ночным духом в Сербии, Хорватии и Болгарии.

Дед Бабай

Бабай или бабайка (тат. бабай — дед, старик) — в славянском фольклоре ночной дух, воображаемое существо, упоминаемое родителями, чтобы запугать непослушных детей.

Рождение василиска

Василиск — тварь зело ужасная, взглядом жертв умерщвляющая, да воду дыханием зловонным отравляющая.

Василиск (латинское basiliskus, regulus от греческого basileus – «царь») увенчан гребнем в виде диадемы, а вылупляется, по поверьям, из петушиного яйца или из яйца, снесенного петухом и высиженного жабой (поэтому василиск может иметь голову петуха, туловище жабы, хвост змеи).

Василиск способен убивать взглядом или дыханием – от его дыхания сохнет трава, трескаются скалы. Чтобы спастись от василиска, нужно показать ему зеркало. Страшится он и крика петуха.

В бытующих великорусских поверьях упоминания о василиске редки. Есть некоторое (хотя и очень отдаленное) сходство между василиском и вылупляющимся из петушиного яйца змеем. Василиско – одно из традиционных названий змей в заговорах.

Образ завораживающего взглядом василиска (развитый своеобразной ассоциативной игрой: василиск – василисковый – васильковый) нашел отражение в представлениях крестьян об особых качествах василькового цвета – опасного, завораживающего, «бездонного». Соответственно оказались связанными василиск и васильки: на Василисков день (4 июня) запрещалось пахать и сеять, из опасения, что в поле вырастут одни васильки.

Вий

Вий — в восточнославянской мифологии персонаж из преисподней, чей взгляд убивает. Его глаза обычно прикрыты огромными веками и ресницами, которые он не может поднять без посторонней помощи.

Сова Ведьма

Сова Волхв

Сова Ведьмак

Сова Восточный Маг

Сова Друид

Сова колдун Вуду

Сова Колдунья

Сова Медиум

Сова некромант

Сова Охотник

Сова Целитель

Травница

Сова алхимик

Сибирский шаман

Злыдни

Шушь

Фея последнего зуба

Домовой Вышуха

Домовой-хранитель

Домовой

Чубась

Чубась — (чубысь, бесенок рыжий ) — в низшей мифологии великороссов и латгальцев маленький зловредный домовой дух. Чубась представляли в образе пузатой рыжей крысы «с лицом вроде человеческого». Он вселяется в дома по воле злых колдунов, тушит огонь в очаге, требуя выкуп зерном («все в амбарах поберет, из сусеков заметет») и животными («что мычит и блеет, квохчет и лает, корову и собаку — гони в буераки, курку и козлищу — ко мне в логовище»), но не потому, что хочет есть, а затем, чтобы заставить людей голодать. «Hе ест он ни жита, ни мяса, не пьет ни пива, ни кваса, а питается людской бедою». Чубась сначала поселяется в одной избе, но если его не выжить, может «цельную волость запустошить».

Три богатыря

Хранители Времени

Солнечные зайцы

Яга-байкер

profile_picture_by_napluvayka-d4c4n41 (293x300, 21Kb)

Владимир Иванович Аржевитин — талантливый художник, иллюстратор. Здесь вы можете увидеть подборку работ автора, которые относятся к мифологии славян и других народов мира. Мифология — вещь совершенно удивительная. Её можно назвать, как тайными знаниями прошлого, так и поэтическими представлениями людей об окружающем нас мире. Сама мифология в лице сказок, мифов, легенд, добрых и не очень существ, является достоянием дохристианского язычества. Именно в те времена люди представляли мир населённым множеством духов и полным таких явлений, о которых современные люди даже не догадываются. Сейчас мы имеем представление лишь о небольшой части того язычества, которое было так дорого нашим предкам. Однако по прошествии целого тысячелетия, все мы прекрасно знаем, кто такой Домовой, Банник, Русалка, Леший, Кикимора и другие. Это говорит о необычайной силе этих поверий в особый мир, который присутствует всегда рядом.

Владимир Аржевитин является одним из тех замечательных художников, которые позволяют нам увидеть тех самых существ, о которых мы так много слышали, воочию. Талантливый иллюстратор, который создаёт красочные рисунки и картины с прорисованными деталями и вниманием к мелочам, а также с присущим только ему юмором и полётом фантазии, позволяет прикоснуться к этому миру и представить призрачный, но добрый и весёлый мир, более ясно.

Медведь-жених

Мир аудио-книг

Дварф

Halloween

2009

2011

2015

Иллюстрация к сказке Чуковского «Тараканище»

«Белоснежка и семь гномов»

«Бременские музыканты»

«Колобок»

Осенняя сказка

«Царевна-лягушка»

источник

©