Она оставалась красивой до глубокой старости. Утонченность, интеллигентность, аристократизм и какая-то кажущаяся несовременность стали визитной карточкой Софьи Пилявской и одновременно её наказанием. Как жаль, что на сцене она не смогла сыграть все, на что был способен её талант, а наше кино потеряло и того больше — Пилявскую снимали непростительно мало.
Софью сложно было представить в востребованных в её молодости ролях передовиц производства, крестьянок или бесстрашных комсомолок на фронте. Её красота была вне времени, а сердце навсегда осталось в том МХАТе, где она начинала, и так и не смогла привыкнуть к новой реальности.

Пилявская застала всех корифеев в здравии и на сцене: Константина Станиславского, Ивана Москвина, Василия Качалова, Ольгу Книппер-Чехову, с которой близко дружила и на пороге дома которой в новогоднюю ночь 1954 года произошло событие, навсегда разделившее жизнь Софьи на до и после…

Детство Софьи Пилявской и первая встреча со Станиславским
У Пилявской польские корни со стороны обоих родителей. Она была крещена в католической церкви и носила по традиции тройное имя — Софья Аделаида Антуанетта. В доме говорили только на родном языке, иногда на французском, а вот на русский переходили только за его пределами. Из-за этого у юной Зоси (так Софью называли в семье) был сильный акцент, который в будущем не позволил ей с первого раза стать студенткой театрального.
Отец Станислав Пилявский был дворянином, однако в начале 20 века впечатлился идеями большевизма, за что был отправлен в ссылку в Красноярск, где и родилась Софья. Позже её родители разошлись, и в 1917 году Станислав отбыл в Петроград уже с другой женщиной. Он сыграл одну из ключевых ролей в революции и вплоть до 1937 года занимал в правительстве высокий чин.

После революции вся семья уже жила в Москве. Софья с матерью и братом — в коммуналке, которую они делили с актерами МХАТа, а отец с новой семьей — в положенной ему по статусу четырехкомнатной квартире с видом на Кремль. Пилявская всю жизнь была благодарна за то, что родители оградили их от семейных драм и с уважением относились друг к другу даже после развода.
Однажды в их коммуналку заглянул сам Константин Станиславский — пришел к соседям в гости. Так состоялось первое знакомство 9-летней Зоси и её будущего учителя. Через пару лет она была уже полностью во власти МХАТ, где пересмотрела все спектакли, часто в ущерб учебе

Впервые Пилявская вышла на сцену еще в школе, а к её окончанию уже понимала, что в её жизни будет только МХАТ и ничего больше. Тем не менее, Пилявская чуть не распрощалась с мечтой, когда пыталась попасть в класс к Зинаиде Сергеевне Соколовой, родной сестре Станиславского, услышав от нее свой приговор:
Милая барышня… Должна вас огорчить. Сильный польский акцент почти не исправим, и на русской сцене вам вряд ли удастся быть.

Зося тогда категорически запретила своим домашним говорить в её присутствии на польском. Особенно сложно это давалось её матери, которая и думала-то на родном языке и только потом переводила на русский. Пилявская занималась часами, днями, месяцами… и поборола свой акцент! Соколова была удивлена и, посовещавшись со Станиславским, сделала её своей студенткой.
Отцу Софья об этом рассказала только после первого занятия. К сожалению, недолго ему оставалось радоваться успехам дочери.
Софья Пилявская и Николай Дорохин
Наверное, Пилявская смогла бы сделать счастливым любого мужчину одним лишь своим нахождением рядом с ним. Однако она хранила верность только двум — собственному мужу актеру Николаю Дорохину и… театру.

Познакомились они с Дорохиным во МХАТе, поженились, через какое-то время получили отдельную квартиру, в которую пришел знакомиться с зятем отец Софьи. Однако Николай был на съемках и так сложилось, что больше они с ним так и не свиделись.
Когда через несколько дней молодые супруги сами пришли к отцу, квартира была опечатана, а его самого забрали на Лубянку. «Десять лет без права переписки» — так звучал приговор, лишь спустя много лет Пилявская узнала, что отца давно нет в живых.

Софья стала «дочерью врага народа», а Дорохин — его зятем. Их затаскали по кабинетам и тогда у 33-летнего мужчины случился первый инфаркт. Пилявская сама была на волоске от гибели, в театре её заставили написать заявление «по собственному желанию», однако Станиславский отказался его подписывать. Он спас тогда свою ученицу.
Однако сама она жила с чувством, что предала его. Через какое-то время Станиславский сильно заболел и ждал молодых актеров дома — хотел быть по-прежнему в работе, передавать опыт. На последней встрече взял с Софьи обещание, что она придет снова. И она не пришла… К нему тогда уже практически никого не пускали.

Овдовела Софья очень рано — в свои 42. Случилось это в новогоднюю ночь на пороге квартиры Ольги Книппер-Чеховой, куда они с мужем были приглашены встречать праздник. У Дорохина, как известно, было слабое сердце. На входе он неудачно поскользнулся и ударился головой, через несколько часов его не стало.
На 46 лет пережила Пилявская своего мужа. Каждый следующий Новый год она ставила елочку и встречала его в полном одиночестве. Замуж она больше не вышла, хотя еще долго привлекала внимание мужчин. Софья посвятила себя полностью театру, хотя пережила в нем разные времена и отсутствие ролей — тоже.

Она бы могла обратиться за помощью к своей старшей подруге Ольге Книппер-Чеховой, но они были, как ни странно, слишком близки, чтобы та замолвила за нее словечко. В старом МХАТе для уважающих себя актеров такие протекции были просто немыслимы. А через несколько лет не стало и Чеховой… Она прожила очень долгую жизнь, в самом конце говорила фразу, истинный смысл которой Софья поняла только, когда сама была в её возрасте:
Мне стыдно жить. Все ушли, одна я для чего-то живу…
Последние годы жизни Софьи Пилявской
МХАТ остался единственной любовью Софьи. Она появилась в нем тогда, когда вокруг были просто гении. Они стали уходить один за другим, а каждое новое поколение Пилявская уже понимала и принимала все сложнее. Как и «старики» она по-прежнему приходила за два часа до спектакля, чтобы подготовиться и пропитаться атмосферой театра. Молодежь же ей казалось, что делает все небрежно, на бегу…
Когда МХАТ разделился на два театра, Пилявская словно не замечала этого. Он так и остался для нее един. Она работала с Ефремовым (и позже перешла под его руководство в МХТ имени Чехова). Поначалу режиссер не знал, что с ней делать, но потом у них сложился прекрасный тандем и у Софьи наконец-то снова появились интересные роли.
В возрасте 70 лет она сыграла тетю Костика в фильме «Покровские ворота» и это, пожалуй, самая известная её роль в кино. Молодое поколение тогда открыло для себя актрису Пилявскую и потянулось в театр.

И все же к молодежи Софья была добра и воспитала огромное количество учеников, которые впоследствии сами стали звездами советской сцены и кино — Вячеслав Невинный, Альберт Филозов, Анатолий Ромашин, Алла Покровская… Уже под их руководством выросла целая плеяда современных актеров.
Кстати, многие студенты называли Пилявскую просто Зосей. Она была очень душевным человеком, часто приглашала их к себе в гости. В квартире на стене висел большой портрет её мужа Николая Дорохина, о нем она говорила всегда много и с удовольствием.
В конце жизни Софья издала мемуары, которые называются просто «Грустная книга». Она жила со своей домработницей, которую считала членом семьи. Пилявская оставила завещание, где не забыла никого и каждый, кто был рядом, получил от нее что-то на память.
Не стало великой актрисы в январе 2000 года. Тогда она и воссоединилась с теми, кого ей так не хватало на этом свете.

Фото в детстве



Фото с мужем

Из фильма «Покровские ворота «

Курьёз в Кремле(подробно в теме о книге «По тропкам и кочкам шла маленькая точка «)

©