«Щит и мeч»: интepecныe кaдpы co cъёмoк, плюc 13 фaктoв o фильмe

В 1967 году режиссер Владимир Басов снял военную драму о разведчиках, внедренных в немецкую армию в начале 1940-х годов. За сюжетную основу фильма «Щит и меч» он взял одноименный роман, написанный Вадимом Кожевниковым.

После выхода киноленты фразы из нее пошли в народ. Кассовый успех картины был феноменальным. Ранее никому не известный саратовский актер Олег Янковский стал кинозвездой, а песня «С чего начинается Родина» в исполнении Марка Бернеса звучала из каждого радиоприемника.

Я расскажу вам самые интересные факты про культовую ленту Владимира Басова:

1. Поначалу у Вадима Кожевникова была идея сделать главными героями своего романа наших разведчиков, работающих в Соединенных Штатах Америки в период «холодной войны». Прототипом ключевого персонажа произведения должен был стать двойной агент Рудольф Абель, который после прочтения первых глав будущего романа заявил, что не дает согласия на использование фактов из своей жизни и деятельности. Он не хотел становиться очередным Джеймсом Бондом. Кожевников пересмотрел свой замысел.

Сюжет его новой книги разворачивался в первой половине 1940-х годов, главными героями стали военные разведчики, а прототипом ключевого персонажа – диверсант Александр Святогоров, который впоследствии консультировал создателей экранизации «Щита и меча». Абель остался в произведении в виде созвучного имени, которое Кожевников дал главному герою – А. Белов.


2. Советская внешняя разведка готовилась отпраздновать свой 50-летний юбилей. В кинематографических кругах все знали, что режиссер Владимир Басов снимает фильмы быстро и качественно. Ему предложили поработать над этой лентой, но поначалу бывший фронтовик отказался, так как у него не было желания становится создателем фальшивого пропагандистского фильма с глупыми карикатурными фрицами. После прочтения сценария он понял, что ошибался. Это была история о достойных, умных и хитрых врагах.



3. Режиссер обратился к консультантам картины из Комитета государственной безопасности с просьбой показать ему настоящих разведчиков. Басова позвали на какое-то внутреннее мероприятие, но не указали ему на агентов. Позже режиссеру сказали об одном мужчине, на котором был серый костюм, представив его как настоящего разведчика. Басов осознал, что помнит всех присутствующих на встрече людей, но только не этого мужчину. Так режиссер определился с типажом главного героя.


4. Одним из претендентов на роль советского разведчика Белова был Юрий Соломин, но его не отпустило на съемки руководство Малого театра. Иоганном Вайсом мог стать Александр Белявский, но его харизма просто зашкаливала. В пробах даже участвовал студент Саратовской государственной консерватории Леонид Сметанников. После просмотра многочисленных фотографий режиссер остановил свой выбор на Станиславе Любшине, но эта кандидатура была забракована Госкино. В его защиту выступил консультант Святогоров, который сказал, что настоящие разведчики должны выглядеть неприметно.


5. Юный Станислав Любшин хотел стать разведчиком. Восьмилетний мальчик после побега из дома оказался на фронте. Его задержали и отправили к матери. В письме, которое Стасик отправил руководству НКВД, он написал, что готов работать в разведке. Во время беседы с маленьким Любшином представитель этой организации сказал, что Станиславу больше подходит актерская профессия. Тем не менее, Любшин все же исполнил свою детскую мечту, сыграв разведчика в фильме «Щит и меч».



6. Станислав Любшин, ссылаясь на слова Президента России, говорил, что Владимир Путин был впечатлен этим фильмом, после просмотра которого захотел стать разведчиком.

7. Олег Янковский дебютировал в большом кино в фильме «Щит и меч». Басову был нужен именно такой Генрих Шварцкопф. Режиссер вспоминал, что однажды приехал с женой во Львов и сидел с ней в кафе гостиницы. Он посмотрел на соседний столик и сидевшего за ним молодого человека, после чего пожаловался супруге, что такие интеллигентные лица сейчас среди артистов не встречаются.

Режиссер принял Янковского за геолога или физика. Театр, в котором в то время работал Олег, приехал во Львов на гастроли. Янковский каким-то чудом попал в Москву на пробы к Басову и тот его сразу узнал.


8. У Олега не было опыта съемок в кино, поэтому он постоянно приставал к режиссеру с просьбой объяснить ему «сверхзадачу». Басов посоветовал молодому актеру просто играть свои сцены, а «сверхзадачу» режиссер пообещал ему «склеить» на монтаже.


9. Исполнители главных ролей снимались в костюмах – точных копиях настоящих нацистских мундиров. Однажды актерская компания, состоящая из Любшина, Янковского и Масюлиса (оберфюрер Шварцкопф), решила пообедать в одной берлинской забегаловке. На актерах была нацистская форма. Когда они оказались в кафе, все встали и начали их приветствовать. Артистам пришлось отдать честь и быстренько оттуда уйти. Кроме того, Любшин в Кракове случайно встретил Шарля де Голля.



10. Чекист Бруно появился в фильме в исполнении самого Владимира Басова. Гибель этого героя – волнующий эпизод картины. Советский разведчик пожертвовал собой, чтобы передать своим, что немцы готовят нападение на СССР.


11. В картине можно увидеть жену режиссера Валентину Титову. Ее героиня – курсантка Нина. Басов часто снимал супругу в своих фильмах.


12. «Щит и меч» снимали на производственной базе «Мосфильма». В съемках участвовали польское творческое объединение «Старт» и восточногерманская студия «Дефа». Работа над фильмом шла в 1967 и 1968 годах. Во время съемок натурных сцен кинематографисты посетили Калининградскую область, Латвию, Польшу и Германскую Демократическую Республику. Варшавским штабом Абвера стало Collegium Maius, которое считается старейшим зданием в Ягеллонском университете Кракова. Рейхсканцелярию разместили в берлинском здании, где ранее находилось германское Имперское министерство авиации.



13. Басовым была идеально подобрана музыка для фонов. Поезд, в котором едут латвийские репатрианты, встречают в Кенигсберге под мелодию «Черно-коричневого орешника» — швейцарской народной песни 18-го столетия. В исполнении оркестра звучит инструментальная обработка популярного марша «Эрика», который написал немецкий композитор Хермс Ниль.

В картине можно услышать мелодию популярного «Баварского вальса», знаменитую австрийскую народную песню «Ах, мой милый Августин» и два хоровых исполнения немецкого гимна «Deutschland über alles». Композитор Вениамин Баснер и поэт Михаил Матусовский стали авторами песен «Махнем не глядя» и «С чего начинается Родина», которые после выхода фильма превратились в народные шлягеры.


«Щит и меч» стал первым в советском кино фильмом, в котором враги показаны не тупыми фрицами, а умными, хитрыми и внешне интеллигентными людьми. Картина подтолкнула других известных отечественных режиссеров к дальнейшей разработке этой темы, о чем можно судить по последующему успеху «Ошибки резидента», «Мертвого сезона» и, конечно же, «Семнадцати мгновений весны».



По материалам — Кино через призму

©