Счастливой и беззаботной порой детство стало относительно недавно и то не везде. Прошло совсем немного времени с тех пор, как ребенок был совершенно бесправным, а иногда и вовсе чьей-то собственностью. Так уж получилось в этом жестоком мире, что история детства — это история бесправия и насилия и об этом стоит помнить, чтобы не повторять ошибок. Мы хотим развенчать несколько популярных мифов о детстве, подойдя к вопросу с точки зрения истории.

Существует гипотеза, что в старину понятие «детство» заканчивалось вместе с младенческим возрастом. После этого наступал особый возраст, в котором малышей воспринимали не иначе как маленьких взрослых. Скорее всего, это не так, но можно уверенно говорить, что в разных странах в разные эпохи детство имело разную продолжительность и относились к нему также по-разному.

Даже древние люди не могли не понимать, что дети сильно отличаются от взрослых и это касается не только физических и интеллектуальных возможностей. Они не могли размножаться, имели свои, особые интересы и чаще взрослых страдали от инфекционных заболеваний. Заканчивался этот период вместе с половым созреванием и маленький человек становился полноправным членом общества.

Дети защищены и окружены заботой

Отношение к детям в Европе историки делят на два основных типа: иудейский и римский. Оба типа подразумевали, что ребенок — это собственность родителей. При этом римляне могли поступать со своими отпрысками на свое усмотрение, а у иудеев детоубийство было строжайше запрещено.

Избиение ребенка в Древнем Риме было обычным делом и преступлением его никто не считал. Правда, со временем, гордые римляне опомнились и начали вводить законы, защищающие права детей. Сегодня они выглядят более чем странными. Например, отца могли лишить родительских прав, если он более двух раз продавал ребенка во временное рабство.

Следует сразу же уточнить, что все законы касались исключительно граждан Рима — маленького раба-варвара можно было зарезать посреди улицы и это не привело бы ни к каким последствиям. Ребенок был чем-то наподобие скота, домашнего питомца, безделушки, по крайней мере, с точки зрения закона.

Это совсем не значит, что детей не любили родители. Их любили, в случае болезни переживали и старались помочь, а если малыш умирал — безутешно горевали. Но это была странная, эгоистичная любовь и доказательства этого встречались буквального на каждом шагу.

Если в доме было мало еды, то ее отдавали не ребенку, а мужчине. Это было оправдано жестокой эпохой — мужчина был кормильцем и если он был истощен или умирал, под вопросом оказывалось выживание всей семьи, подчас довольно большой. Были также вещи, которые сложно объяснить с рациональной точки зрения. Если в доме появлялось лакомство, то до недавнего времени считалось нормальным, что отец семейства съест его сам или заберет львиную долю.

Это касалось не только отцов — часто также поступали и матери. Правда, в этом случае шансов на снисхождение было больше, но это уже особенность женской психологии. В любом случае еще в 19 веке ребенок был человеком второго, а то и третьего сорта. Права детей защищались лишь в случае, когда речь шла о правах семейства, к которому он принадлежит.

Дети беззаботны

Рассказывать о том, что раньше дети работали вряд ли стоит — об этом известно всем. Едва только малыш из крестьянской семьи начинал понимать, что от него хотят, ему начинали давать мелкие поручения, а в возрасте 7-10 лет дети уже полноценно помогали родителям в поле, мастерской, у печи, в овине со скотом. Также в обязанности старших детей входил уход за младшими братьями и сестрами.

В знатных семьях все происходило немного иначе, но назвать детство дворянских отпрысков беспечным также язык не поворачивается. Они были обязаны строго соблюдать этикет, поддерживать честь семьи и, главное, — много и тяжело учиться. Образование ребенок аристократов начинал получать в 3-4 года и к 5 годам часто мог сносно изъясняться на 2-3 иностранных языках.

Профессиональный детский труд — это отдельная большая тема для разговоров. В прогрессивную викторианскую эпоху в городах Англии трудились тысячи трубочистов-подмастерий, которые ежедневно рисковали своей жизнью. При прочистке дымохода, когда инструментальные методы были не эффективны, трубочист привязывал своего юного помощника за ноги веревкой и спускал головой вниз в дымовой канал. Смерть ребенка в таком случае признавалась несчастным случаем и взрослый мог быть лишь оштрафован, если следствие признает, что он не предпринял должных мер для спасения маленького помощника.

Дети работали в шахтах, красильнях и мастерских по дублению кожи, в шляпных ателье со ртутными реактивами и на множестве других опасных и вредных производств. При этом нужно отметить, что зарплата ребенка отличалась от взрослой в разы, даже если он выполнял положенную для совершеннолетнего норму.

Все дети любят играть, и самая насыщенная заботами жизнь не помешает им уделить время развлечениям. Отношение к детским играм могло быть разным. Кто-то получал дорогие игрушки, купленные родителями, кому-то их мастерил отец или мать, а кто-то был вынужден делать их самостоятельно.

Особого разделения по интересам не было — мальчики и девочки могли вместе играть куклами и предметами, изображающими оружие. Были особые тренды в зависимости от эпохи. В 19 столетии было модно играть в индейцев и пиратов, а в 20 веке в войну. События окружающего мира всегда влияли на маленьких людей в первую очередь.

Взрослые не всегда лояльно относились к детским развлечениям, особенно в крестьянской среде. Огромное количество домашних дел требовало привлечения всех членов семьи и болтающиеся без дела отпрыски раздражали. В высшем обществе считалось, что игры бесполезны, в отличие от заучивания текстов и стихов наизусть и решения математических задач.

Не поощряла игры и церковь — с ее точки зрения, любые игры считались праздностью, а значит попадали в разряд греха. Были и особо ненавистные для святош детские развлечения, особенно связанные с языческим наследием. Например, порицались любые забавы с хлопаньем в ладоши.

Ученые нашего времени, изучив девичьи игры с хлопаньем в ладоши и выкрикиванием нелепых речевок и слов, обнаружили, что многие из них напрямую связаны с древними языческими обрядами. Это удивительно, но в детских играх нашлись осколки дохристианских обрядов. Увы, 21 век почти уничтожил это наследие — технологии свели на нет интерес к подобным развлечениям, а командные игры рассматриваются только в плоскости спорта.

Подводя итог, можно сказать, что игры стали для детей нормой лишь после того, как появился городской средний класс. Именно представители этого слоя населения могли себе позволить роскошь ничем не озадачивать детей и смотреть сквозь пальцы на пустяки, которыми они занимаются. Кстати, некоторые игры были совсем недетские и даже жутковатые.

Следует также сказать, что традиционный для нас сегодня тип семейных отношений зародился в семьях буржуа и постепенно пришел в дворянство, а лишь потом в более низкие сословия. Это разрушает устоявшийся стереотип, что все прогрессивное появляется сперва в среде знати и лишь потом попадает ниже.

Детская вседозволенность

Сегодня есть семьи, в которых принято детям разрешать много лишнего и прощать самые серьезные проступки. Родители считают, что их дитя еще успеет находиться «по струнке» и дают ему свободу в разумных пределах. Но это можно назвать новаторским подходом, так как в старые добрые времена все было по-другому.

То что нельзя контролировать и предусмотреть во все времена вызывало у человека раздражение. Дети не походили на взрослых ни внешне, ни своими поступками, поэтому попытки привести их «в порядок» не прекращались никогда. Лишь относительно недавно появившаяся мода на естественность смягчила подобное отношение.

Чтобы ребенок был максимально похож на взрослого человека, его туго пеленали и в этом положении малыш находился постоянно, кроме моментов, когда ему меняли пеленки. Дети находились в вытянутом положении, не имея возможности размять конечности и испытывая от этого страдания.

Пеленание не было чисто европейским изобретением. Во многих североамериканских индейских племенах детей также туго укутывали и привязывали к дощечкам, расположенным у матери за спиной. Не разрешалось им и ползать на четвереньках, так как этим они уподоблялись диким животным.

В Средние века все было еще жестче — был придуман детский корсет. Его использовали в знатных семействах и этот аксессуар имел несколько предназначений. Первым было, разумеется, придание младенцу «взрослого» положения тела. Остальные причины применения корсета шокировали. Жесткая конструкция должна была защитить малыша от переломов ребер.

Думаете, что ребенок может пострадать при случайном падении и корсеты — это страховка от редких несчастных случаев? Вовсе нет. Детей, способных удерживать голову на весу, часто для развлечения бросали друг другу, иногда из окна в окно через узкую средневековую улицу!

Особое раздражение всегда вызывала младенческая особенность к неконтролируемой дефекации. Чтобы упорядочить этот процесс взрослые в разные времена прибегали к разным ухищрениям, но наиболее популярным всегда была обычная клизма. Дефекацию организовывали по часам, чтобы избежать неприятных «сюрпризов» в течение дня и особенно ночью.

Организованы были и воспитательные моменты. В конце недели ребенок получал порку за все свои прегрешения. Если таковые отсутствовали, что было маловероятно, малыш имел лишь небольшой шанс избежать наказания — очень часто детей секли просто так, «чтобы не забывал себя», то есть с профилактическими целями.

Дети и сексуальная агрессия

Во многих мировых культурах сексуальная агрессия со стороны старших детей к младшим была едва ли не традицией. Больше всего страдали от этого мальчики, так как их изнасилования старшими долгие столетия легко и просто преподносились как магический обряд передачи мужской силы от старшего поколения к младшему.

Такие противоестественные отношения практиковались в дохристианской Европе, среди коренного населения обеих Америк, у племен Африки и Океании. Девочки также подвергались насилию — растление старшими братьями или кузенами считалось забавой, а иногда и поощрялось взрослыми, которые считали такие действия подготовкой ко взрослой жизни.

После того как в Европу пришло христианство, сексуальные действия к ребенку со стороны отца или деда считались преступлением, но большая часть вины при этом неизбежно возлагалась на саму девочку. С детьми-рабами в античном мире или в странах Востока можно было делать, вообще, все что угодно и общество смотрело на это сквозь пальцы.

В средневековой Европе растление совершеннолетних было особенно распространено среди знати и духовенства. В случае если о преступлении становилось известно, вину чаще всего возлагали на ребенка. В таких случаях жертву признавали похотливым маленьким соблазнителем, а взрослый распутник не только не подвергался наказанию, но и не терял уважения в обществе.

Сегодня кажется странным, что ребенок, который признавался неспособным распоряжаться своим имуществом и делать политический и брачный выбор, считался ответственным за сексуальные действия со стороны взрослого человека. Увы, отголоски этого явления встречаются до сих пор.

Даже в 21 веке во многих развитых странах в новостях можно встретить сообщения с необычной формулировкой. Иногда пишут, что девочка 11 лет спала с мужчиной, хотя единственным правильным определением будет растление девочки взрослым.

Как мы видим, детство никогда не было приятным и беззаботным и даже в наше время считать его таковым можно лишь условно. Человечество движется к тому, чтобы обеспечить защиту детству и делается для этого немало. К сожалению, тысячелетия, в течение которых ребенок считался почти бездушной вещью и «недочеловеком», сформировали стойкие стереотипы, а ломать их совсем непросто.

Смотрите также — Слишком рано повзрослевшие дети ирландских цыган

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

 

©