Наткнулся в воспоминаниях Виктории Токаревой вот на такой пассаж:» Итак, режиссеры соскочили. Фильм завис. Но свято место пусто не бывает. На него тут же нашелся режиссер Алеша И. Он был интересен тем, что в советской режиссуре шестидесятых годов занимал первое место от конца. Он снял худший фильм всех времен и народов и ни одна газета в определенного периода, почти полугода, не осталась в долгу перед антишедевром. Почти все журналисты поупражнялись в брезгливой насмешке. Наш сценарий мог явиться спасательным кругом для Алеши. Он ухватился за него, чтобы как-то удержаться на поверхности киноокеана .»
Это она описывала время,когда ставился фильм по первому ее сценарию,написанному по рассказу «День без вранья». Постановка шла туго,менялись режиссеры ,пока,наконец,постановку не поручили режиссеру Алексею Кореневу,впоследствие прославившемуся такими фильмами,как «Большая перемена»,»Три дня в Москве»,»По семейным обстоятельствам.»
Это он и был режиссером того самого «худшего советского фильма всех времен и народов»,о котором писала Токарева.И фильм этот он снял в 1959 г. на Одесской киностудии и назывался он»Черноморочка».И действительно критика причислила этот фильм к эталонам пошлости,ставя ее в один ряд с «Полосатым рейсом» и «Человеком-амфибией.» Но ,если и «Полосатый рейс»,и «Человек-амфибия» были «реабилитированы»,как жертвы «необоснованных репрессий» времен волюнтаризма и субъективизма,то «Черноморочка»,кстати собравшая в прокате 24,7 млн. зрителей,так до сих пор и ходит с этим клеймом «врага искусства».
После разгромной критики «Черноморочки» Коренев не снимал 9 лет.Только в 1968 году ему поручили съемки фильма по сценарию Токаревой,фильм вышел под названием «Урок литературы».
И вот надо разобраться действительно ли этот фильм такой уж «враг искусства»,самый худший и пресловутый советский кинофильм ? А на мой взгляд простого,не испорченного специальным образованием, зрителя таки и нет.
Это обыкновенная музыкальная комедия с элементами сатиры,которые до этого снимались в больших количествах,кстати Коренев был вторым режиссером у Рязанова на «Карнавальной ночи»,и потом непрерывно штамповались советским кинематографом.Не хуже и не лучше.Скорее всего снимались для внутриукраинского проката,как потом и «За двумя зайцами»,но начальство увидело в фильме общесоюзный потенциал и выпустило на союзный экран.Вот только песни остались на украинском языке и это немного неудобно.
В рыболовецком колхозе на берегу Черного моря недалеко от Одессы,живет рыбачка Соня,то есть Софийка.Она суперзвезда колхозной самодеятельности — поет и танцует.Играет ее украинская актриса Светлана Живанкова.
Влюблена в своего односельчанина Васю Гордиенко,который учится в Одессе в мореходке на штурмана и зовет Софийку ехать с ним в Одессу,чтобы она поступила учиться на радистку,хватит рыбу в колхозе солить.А так можно на одном корабле потом служить.Он штурман,она радистка.И два билета даже взял на катер до Одессы.
Но тут в колхоз приезжает джаз-оркестр по руководством композитора Виталия Омельского.Композитор этот типичный формалист-абстракционист от музыки.Поклонник тлетворной западной музыки под названием «джаз».Это уже не музыка угнетенных американских негров,а музыка «жирных»,почти что идеологическая диверсия.Но вот беда солистка у него на джаз не тянет.
В общем, Омельский услышал ,как поет рыбачка Соня,выгнал Веронику и взял Софийку в свой оркестр.У него как раз не было певицы с голосом такого диапазона под его «атомный боевик» «Морской трамвай» на рыбацко-колхозную тему, естественно, на украинском языке.
И порвал Вася два билета и один поехал в Одессу.А Софийка еще раньше его укатила туда петь.Поругались они так,что Вася стал двойки по астрономии получать.И тут на сцену выходит друг Васи — веселый и шустрый его однокурсник,тоже участник народной самодеятельности,Юрко Фарасюк.И играет его Олег Борисов.
И Юрок этот вначале поссорил влюбленных Софийку и Васю окончательно,а потом помирил.А в оркестре между тем началась борьба между душевной советской песней и всякими этими не нашими «джазАми».Не согласилась прекрасная советская девушка Софийка петь с вражеского голоса.
В общем победила,как и положено,наше советское искусство.Формалист-абстракционист был осмеян простыми моряками,пришедшими на его концерт.И с позором убежал вместе с Вероникой.А рыбачка Соня взамен всего этого «джаза»,спела им душевную украинскую песню.Но все равно потом покинула оркестр и вернулась в родную колхозную самодеятельность.
Вот такой веселый музыкальный фильм. Без претензий на глубокие смыслы.Смотреть можно,как документ того времени. Светлана Живанкова была очень популярной актрисой кино,но вышла замуж за океанолога,оставила карьеру киноактрисы и с мужем отправилась в кругосветное путешествие на знаменитой китобойной флотилии «Слава»,которой командовал отец мужа.Работала простым лаборантом в научной лаборатории .Почти два года длилось это путешествие.А по возвращению посвятила себя семье.Так что ,почти что осуществила сюжет этого фильма — когда Вася и Софийка мечтали плавать на одном корабле.