В отличие от «Авроры», «Коммуна» продолжает выполнять задачи, для которых она была создана, – это делает ее старейшим действующим военным кораблем в мире. В этом спасательном судне удивительно все: история появления, причины долговечности и дизайн.

Самому старому кораблю ВМФ России уже 109 лет. Чем удивляет спасатель «Коммуна»
Андрей Бричевский, МО РФ

Идея спасателя подводных лодок взята у немецкого флота

Предложил ее один из лучших офицеров-подводников российского флота, капитан субмарины «Кефаль» Василий Меркушов. От коллег, принимавших закупленные в Германии подводные лодки, он знал, что немцы построили корабль «Вулкан», и имел примерные сведения о его конструкции.

Идею Меркушова посчитали здравой и в 1915 году российский «аналог» был достроен, введен в состав флота и окрещен «Волховъ». Свое нынешнее имя «Коммуна» он получил в 1922-м.

Самый старый военный корабль мира – катамаран

Его два корпуса соединяются в носовой и кормовой части, а в середине между ними зияет проем. Над ним возвышаются четыре крановые фермы: такая конструкция позволяет «Коммуне» вставать над затонувшим объектом и поднимать его без угрозы опрокидывания. В правом и левом корпусах находятся два дизельных двигателя. В экипаж корабля входит команда водолазов.

Спасательное судно «Коммуна»
Сделано у нас

Вот как описывает подъем затонувшей подлодки Б-9 «Рабочий» Константин Золотовский, военный водолаз и писатель:

«И сразу заработали лебедки на «Коммуне», специальном судне для подъема лодок. Пришли в движение мощные гини. Многострунные тросы, продетые под днище «Девятки», вздрогнули и, натянувшись, медленно поползли вверх. Высокая многоэтажная «Коммуна» огрузла и глубоко вдавилась в воду.

– Вира сильней! — повторил боцман.

«Коммуна» задрожала и подпрыгнула. Это «Девятка» оторвалась от грунта.

Водолазы придвинулись к борту. Наконец под водой, отливая сталью, мелькнула большая сигарообразная тень. Еще не веря своим глазам, смотрели они сквозь воду на ржавую спину лодки, на погнутый конец перископа, на тросы — на все то, что они не раз освещали в глубине Балтики своими тусклыми лампочками. Дружное «ура» раскатилось по морскому простору и эхом отдалось в далеких берегах».

Схема подъема английской подводной лодки L-55 «Коммуной» фото
Схема подъема английской подводной лодки L-55 «Коммуной».
РГАВМФ

Защита от коррозии – причина долголетия

При постройке детали корпуса «Коммуны» подвергались воронению – сталь покрывается пленкой оксидов, защищающей ее от появления ржавчины.

Существует миф, что корабль был сделан из особой стали, рецепт которой знали только на российскому Путиловском заводе – «путиловской». Однако специалисты Госархива ВМФ не подтверждают ее: спасательное судно делалось из традиционной мартеновской стали.

Спуск «Волхова» на воду на Путиловской верфи, 1913 г. фото
Спуск «Волхова» на воду на Путиловской верфи, 1913 г.
Wikipedia

За время службы «Коммуна» подняла сотни затонувших объектов

Причем не только подводные лодки. «Коммуна» поднимала торпедные катера, самолеты и даже грузовики, ушедшие под лед во время работы «Дороги жизни» на Ладожском озере.

Сразу после принятия в строй «Коммуна» начала функционировать в качестве плавучей базы подводных лодок, заряжая их аккумуляторы, пополняя запасы, выполняя текущий ремонт.

Плавбаза подводных лодок «Коммуна»
РГАВМФ

А ее первой спасательной операцией стал подъем лодки АГ-15 «Единорог» в 1917 году.

6 июля – день подъема АГ-15 – на «Коммуне» теперь является судовым праздником».
Подъем АГ-15 спасательным судном «Коммуна»
Подъем АГ-15
РГАВМФ

Дальше больше: за годы Гражданской войны спасатель поднял 6 подводных лодок, работал в межвоенные годы, спасая севшие на мель суда и совершившие вынужденную посадку в открытом море гидросамолеты. В годы Великой Отечественной войны он вновь служил в качестве плавбазы подлодок типа «Малютка» — маленькие субмарины ее огромные краны могли даже поднять из воды для докования.

Наиболее интенсивно он использовался после Великой Отечественной войны, расчищая фарватеры от затопленных кораблей.

В 1950-1951 годах «Коммуна» прошла капремонт и модернизацию в Бельгии, затем уже в наши дни вторично была модернизирована, причем в ее состав был введен глубоководный исследовательский спасательный аппарат. Если изначально она могла поднимать объекты с глубины не более 55 м, то сейчас может проводить работы на глубине до 3 км.

©