<a href='https://inmedio.ru/articles/tagged?tag=%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0' target='_blank'>Самооценка</a>: весы, которые постоянно вас обвешивают​​​​​​​

Мы часто воспринимаем самооценку как неотъемлемую часть психики — словно бы это такой орган, находящийся где-то внутри, который либо хорошо работает, либо плохо. Либо она высокая, либо низкая — то падает, то поднимается. Много есть идей о том, как поднять самооценку. Некоторые считают, что для этого  нужно кого-то унизить и над кем-то самоутвердиться. Но такой способ поднятия самооценки не особо престижен — в обществе многие считают, что это примитивно и аморально, и слава Богу.

Самому Себя Ценить

Более престижные способы поднять самооценку — сделать что-то выдающееся, стать успешным, стать всем нужным, заслужить статус и уважение и т.д., и т.п. То есть, чтобы поднять самооценку, нужно чему-то соответствовать — высоким социальным стандартам, ожиданиям другим людей, табелям о рангах.

В психологически продвинутых кругах такие варианты не особо приветствуются — считается, что если в своей самооценке человек ориентируется на какие-то стандарты, то он зависим от мнения других людей, от эталонов и норм. Сошиал аддикт, короче.

Психологически престижный вариант — перестать зависеть в своей самооценке от чего-то внешнего, и самому себя ценить. И тут логика упирается в мистическое понятие «любить себя». Мистическое, потому что это чрезвычайно таинственное и непостижимое для большинства людей действие, которое невозможно умом понять и аршином измерить. Этому, говорят, можно научиться, но долгим и непростым путем, да и то без гарантий.

Получается, что какая бы психологическая проблема у человека не возникла, все сводится к тому, что нужно любить и ценить себя. И это само по себе становится проблемой. Любить себя, в итоге — это еще один социальный стандарт, которому многие люди пытаются соответствовать.

А пока не получается, то они считают себя неполноценными. Словно бы, что-то у них внутри повреждено — мол, дефект органов и структур, которые отвечают за самооценку и любовь к себе. И многим представляется, что необходима своеобразная медицинская процедура — чтобы поднять самооценку, нужно обратиться к специалисту, который будет её терапировать и оперировать, чтоб поднялась. 

Самооценка: весы, которые постоянно вас обвешивают​​​​​​​

Мне представляется, что проблемы с самооценкой лежат не в человеке, а в самом этом понятии. Такой психологический термин мог стать актуальным в культуре, в которой все распределяется на ценное и неценное. Как сказал бы философ, мы живет в обществе ценности. Понятие ценности — это наш способ воспринимать мир — фильтр, при помощи которого мы мы обучились структурировать реальность. Мы обучились любое явление — вещи, идеи, людей — распределять по признаку ценности/

При общинном устройстве общества напрямую оценивались люди — кто-то ценен для общества, кто-то нет. С появлением понятия индивидуальности эта оценка перенеслась из общественного пространства во внутреннее пространство личности. И теперь для человека вторична его ценность для общины, а первична ценность для самого себя. Эти две ценности часто оказываются линейно или нелинейно взаимосвязаны — ценность для общества влияет на ценность для себя и наоборот. Да и общество становится все более разнородным, и многим людям важнее быть ценным для какой-то одной его группы, а не для всего социума. 

При такой логике получается, что самооценка — это ценность, которую человек себе назначает, примеряя себя к тем или иным стандартам общества ценности. А поскольку навыки примерки усвоены нами еще в раннем детстве и носят характер безусловной реальности, то и какие-то оценки стали настолько устойчивыми и привычными, что мы считаем их частью себя — самооценкой как внутренней структурой.

Можно предположить, что если бы в обществе не практиковали такой фильтр реальности, а применяли бы какие-то другие понятия-фильтры, то и проблема самооценки особо не стояла.

Мне самому сложно представить, как возможно обойтись без понятия ценности, как можно не распределять явления реальности на ценное и неценное. Но можно все же предположить, что без этого вполне возможно. И вполне возможно, что есть культуры, где понятия ценности нет вообще, или оно не особо актуально. У меня мало антропологических и культурологических знаний, чтобы найти такие культуры — если знаете, подскажите. Но могу допустить, что можно распределять мир совсем по другим признакам. 

Например, можно представить себе общество, в котором одним из главных понятий-фильтров будет пушистость. И все люди в нем распределяются на пушистых и непушистых, более пушистых и менее пушистых. А если это понятие перенести во внутреннее пространство личности, то тогда мы считали бы, что у каждого из нас есть такая психическая структура — самопушистость. У кого-то низкая, у кого-то высокая. Люди с низкой самопушистостью считались бы проблемными и поврежденными, а к психологам обращались бы с запросом повысить самопушистость.

Кстати, если у вас проблемы с самопушистостью — обращайтесь, повысим!) А если серьезно, то в психологическом консультировании то, что называется проблемы с самооценкой — это скорее повод обратиться к конкретике: в каких ситуациях человек себя недостаточно по его меркам ценит, что на такие оценки влияет, как можно изменить эти влияния так, что бы это клиента устраивало. И мы ищем способы такого отношения к себе, которые будут для клиента предпочитаемыми. Это я вкратце и схематически описал, конечно, и в рамках близкого мне подхода, но вот как-то так. 

P.S. Я хочу пояснить, что я не призываю отказаться от термина самооценки. И не критикую людей, в том числе и психологов, которые пользуются этим понятием. Я и сам им пользуюсь — я ведь тоже обитаю в этой культуре. Я скорее пытаюсь взять это понятие в рамки, понять его относительность — ведь оно скорее часть языка, а не часть чьей-то личности. Правда, я и к понятию личности отношусь примерно так же, но это другая тема. 

Данила Гуляев

©