В наши дни всё чаще и чаще можно услышать новомодную приставку нейро-: нейро-психология, нейро-гимнастика, даже нейро-скакалка появилась! Маркетологи ухватились за новый тренд и стараются приставить это «нейро» во все мыслимые и немыслимые места. Что же это за зверь такой и так ли нова идея? Попробуем разобраться.       

 

Русская народная нейропедагогика

Приставка (а точнее первая часть сложных слов) «нейро» происходит от греческого слова neuron, что значит «жила, нерв». В русском языке она появилась изначально, как медицинский термин, описывающий что-либо, связанное с нервной системой (например, нейрохирургия).

Однако в современном мире всё больше и больше внимание уделяется изучению развития и функционирования головного мозга. Нейробиология и нейрофизиология глубоко проникают в другие науки и тесно переплетаются с ними. Учёные хотят знать, как устроен мозг, как он работает, из чего состоит, как его контролировать и, в конце концов, как его воссоздать.

Хорошо развитый мозг с богатой сетью нейронных связей становится предметом исследований, обсуждений, оценивания и, наконец, мотивации. Действительно, такой человек высоко интеллектуален, имеет более разнообразный жизненный опыт, более обширную гамму эмоций, умеет лучше налаживать связи и работать в команде. Мечта любого работодателя!

И нам начинают спускать некий «социальный заказ»: какого человека необходимо воспитывать. Идея вроде бы неплохая, но маркетологи не дремлют! Со всех сторон на нас сыпется реклама: курсы по нейрографике, нейропсихологии, нейрокопирайтингу, тренинги для тех, кто хочет стать нейротренером и проч и проч.

И мы пытаемся развивать наших детей с этой точки зрения: нейротренажёры, нейроскакалки, брейн-борды, мозжечковая стимуляция…

Кстати, о ней. Мозжечковая стимуляция – это один из видов двигательной коррекции при различных нарушениях в работе головного мозга у детей, в том числе связанных с проблемами с речью. Проще сказать, это упражнения на тренировку разнообразных движений, в том числе, которые задействуют правую и левую половины тела.

Сейчас для этого разрабатываются специальные приспособления, которые стоят ни одну тысячу рублей, но если мы оглянемся в прошлое, то увидим, что наши предки на Руси прекрасно справлялись с мозжечковой стимуляцией без всяких брейн-бордов.

Мозжечок отвечает за координацию движений, равновесие, мышечный тонус. Не это ли развивали наши мамки-няньки, когда с рождения качали малыша в подвесной люльке, носили на себе, играли с ним в ладушки, в пальчиковые игры, пели ему потешки и пестушки, а чуть попозже отплясывали «два прихлопа, три притопа»?

Сейчас это кажется современным мамам примитивным. Какие потешки? Пестушки – это что? Нее, мы лучше закажем ему доску Бильгоу, там как раз сейчас акция.

А вы сами-то пробовали повторить эти «два прихлопа»? А хороводы? А играть на музыкальном инструменте? А петь хором многоголосье? Это же настоящая нейрогимнастика, проверенная веками! Никогда в нашей стране не было столько речевых нарушений у детей, как сейчас. И одна из причин – это то, что гонимся за новомодными трендами, забывая про корни.

Русская народная нейропедагогика

Так как же развивать ребёнка и его нейронную сеть без специальных приспособлений?

Вот несколько простых, но действенных упражнений и игр.

1. Ползание. Полезно в любом возрасте, в том числе во взрослом, так как задействует работу правого и левого полушария.

2. Стояние на одной ноге. Можно чередовать ноги или устроить соревнование, кто дольше простоит.

3. Хождение по бревну, бордюрам. Прекрасно развивает чувство равновесия, так необходимое для мозжечковой стимуляции! Можно представить, что мы идём по шаткому мостику над пропастью, кишащей крокодилами.

4. Для той же цели – стояние на горизонтальных качелях с целью привести их в равновесие. Переносим тяжесть тела то на одну ногу, то на другую.

5. Русская народная игра Чехарда (в современном мире известна под названием «Слон»): нужно перепрыгнуть через соперника, опираясь на его спину или, если играют 2 команды, запрыгнуть на спину команды соперников и удержаться на ней.

6. Русская народная забава «Калечина-малечина»: в вертикальном положении ставим палочку на ладошку и приговариваем: «Калечина-малечина, сколько часов до вечера? Раз, два, три…» Считаем, пока палочка не упадёт.

7. Пальчиковые игры бывают, оказывается, не только для малышей, но и для взрослых! Называются они палюпры. Попробуйте, например, одновременно правой рукой показать рожки (пальцы вверх, согнуты в виде «козы»), а левой рукой – ножки (пальцы вниз). А потом быстро поменять положение рук, приговаривая: рожки-ножки, рожки-ножки…

В нашем городе есть удивительный педагог Дарья Марченко. Она ведёт свои занятия как раз с опорой на русские народные традиции, называя свой метод «экстремальная педагогика». И как бы грустно это ни звучало, для большинства современных родителей это действительно так.

Но есть и хорошая новость: всё больше людей хотят относиться осознанно к воспитанию и развитию детей и в целом к своей жизни. Всё больше людей возвращаются к своим истокам, выбирая экологичное родительство. Если вы тоже к ним относитесь, очень прошу: прежде чем купить очередную «современную методику», оглянитесь назад – всё самое лучшее давно придумано. 

Автор Марина Бочкарёва, Педагог-лингвист, автор курса «Запускаем речь за 3 недели»

©