Плaтьe Лapиcы, зa кoтopoe Кapaндышeв тopгoвaлcя c мoдиcткoй. Пoчeму бecпpидaнницe был нужeн Кнуpoв?
Это чудесное платье стоило 50 рублей. Модистка накинула десятку, потому что кружева подвернулись брюссельские и Лариса Дмитриевна проявила фантазию. Карандышев всполошился…

Но позвольте! 60 рублей за такое платье – это вовсе не дорого. Оно, конечно, не бальное, чтобы за него выложить 200-300 р., но всё же очень нарядное и сложной работы. В Петербурге дороже бы обошлось, это в провинции богатых клиентов мало.
Однако для Карандышева это дорого. И Кнуров резонно замечает: «Но вот что глупо… Он не подумал, как и чем ему жить с такой женой».

«Жестокий романс». Кнуров во время разговора с Харитой Игнатьевной.


Карандышев и впрямь не подумал. Он хочет, чтобы его жена «заблестела», и говорит, что ничего не пожалеет для этого.

Здесь явный разрыв между реальностью и воображением Карандышева.

Как он может «ничего не пожалеть», если у него ничего нет?

А ведь таких платьев нужно не одно и не пять. Не может же Лариса одеваться, как гувернантка. Или хуже – как горничная.

Но Карандышев не понимает.

А Лариса не понимает того, что не сможет жить с таким мужем.

«Что за вздор? – говорил Кнуров, узнав о помолвке Ларисы. – Не пара они, Василь Данилыч».

И далее прибавляет:

«Ах, бедная девушка. В нищенской обстановке да ещё за дураком мужем она или опошлится, или погибнет».
Карандышев беден. Да ещё и болезненно самолюбив, ревнив и любит пускать пыль в глаза другим.

Казалось бы, что хуже?

Только одно – физическое отвращение к человеку.

В фильме очень тонко показано, что Лариса испытывает такое отвращение к Карандышеву. Она норовит выскользнуть, когда он пытается её обнять и поцеловать, перевести разговор на другое…

Лариса – девушка. И пока не осознает своего отвращения к жениху как к мужчине. Но с началом семейной жизни это осознание придёт.

И тогда ей останется только одно: бежать к Кнурову.

Так бы всё и случилось. И не было бы трагедий. Но чёрт принёс в город Паратова в самый неподходящий момент…


«Жестокий романс». Лариса на пароходе.
Почему обошлось бы без трагедий?

Положение содержанки богатого, щедрого человека не было ужасным в то время. Таких женщины было очень много.

Кнуров дал бы Ларисе солидное обеспечение. Устроил бы её развод с Карандышевым. И когда-нибудь Лариса вышла бы замуж. Даже за Паратова могла выйти, если бы его погнала жена за измены.

Ну и что, что бывшая содержанка? У такой женщины с капиталом было гораздо больше шансов найти жениха, чем у честной девушки-бесприданницы. И в обществе приняли бы. Брак всё покрывает! Анну Каренину осуждали не за то, что бросила мужа и сына, а за то, что не выбила с мужа развода и не вышла за Вронского.

Это было циничное время. Хочешь выжить и не пойти ко дну – принимай правила игры.


«Жестокий романс». Лариса и Кнуров в конце фильма.

Голубое платье Ларисы…

Когда я смотрю на него, вспоминаю вот это:

«Всех женщин мира собрали вместе, взяли у них лучшее,

Получили экстракт, из него сделали тебя.

Вот отчего ты такая. Квинтэссенция женщины».

Саша Кругосветов. («Лирическая тетрадь» из книги «Пора домой»).

Лариса в этом наряде и впрямь как квинтэссенция женщины.


А её платье – квинтэссенция красивых нарядов, от которых взяли всё лучшее, чтобы сделать одно, идеальное.

Вот похожие платья на модных картинках:
Нарядные платья, 1880 год.


Вечернее и дневное платья, 1880 год.

Но платье Ларисы лучше!

На юбке её наряда – косая драпировка, она смотрится изящней прямой. И ещё – прелестная драпировка по вертикальным швам.
Бальное платье, 1877 год.
Рукава платья Ларисы присобраны в складки, которые назывались буфами. Они гармонируют с похожими складками юбки.

А какая отделка декольте, какая чудесная бархотка!

Женщина с утончённым вкусом… Какая уж там «честная бедность».


Michele Gordigiani. Blanche Marion Kay-Shuttleworth, 1876 год.



По материалам — Модная лавка 19 века

©