«Пepвaя пepчaткa» — бoкc, любoвь и пocлeвoeннoe cчacтьe

Есть два прекрасных фильма на тему советского спорта — это «Вратарь» (1935) и «Первая перчатка» (1946), и их очень интересно сравнивать — с точки зрения эстетики, в том числе. Однако они реально похожи и, прежде всего своими сюжетными поворотами. Так, основы едины.

Самородок, обладающий неоспоримым даром и телесной гениальностью (sic!) становится частью команды, но героя ждут испытания. Параллельно развивается любовная история с эталонной красавицей, которая искренне привязана к герою, и ей не так важно – чемпион ли он. Для неё он – целая вселенная.



Путём проб, ошибок, провалов и – побед спортсмен всё же выруливает на светлую дорогу. В общем, и «Вратарь», и «Первая перчатка» сделаны по единому канону плюс-минус детали. Но отличается то, что нынче именуется «бэкграундом».

Предвоенный и — послевоенный стиль. Подготовка к оборонительной войне и — победно-триумфальный дух. «Вратарь» — это готовность к отпору, о чём свидетельствует даже песенка со словами: «Будь готов! Когда настанет час бить врагов, / От всех границ ты их отбивай!»


Тревожность, несмотря на солнечные стадионы и разлитое в кадре тепло. В «Первой перчатке» такое же лето, но после битвы, и, эти два фильма отличаются, как …вдох и выдох. Но вернёмся к «Первой перчатке», ибо сегодня речь именно о ней.


Итак, пожилой тренер «Метеора» Иван Привалов (Владимир Володин) нашёл то, что искал давно и безрезультатно – хомо-сапиенса, обладающего феноменальной силой удара. Как не сделать его первой перчаткой Москвы, а то и Страны Советов?


Отвлекусь! Тот тренер – не такой уж и старик, ему от силы 55-60 лет по сюжету. Он там говорит, что был чемпионом Санкт-Петербурга 1910 года. Но, что характерно, дореволюционные события и явления казались чем-то архаичным, из позапрошлой жизни. Отсюда впечатление, что Привалов – сильно немолод.

Красавец-сибиряк Илья Крутиков (Иван Переверзев) поначалу становится «жертвой» интриг со стороны извечного противника – тренера команды «Мотор» — хитрого Шишкина (Владимир Грибков) – тот завлекает перспективного парня в свой клуб…



Но знакомство с гимнасткой Ниной Грековой (Надежда Чередниченко) всё ставит на свои места. Нина же из «Метеора»! И вот – кульминация. Крутикову предстоит поединок с чемпионом Москвы – белокурой бестией Юрием Роговым, сыном профессора эндокринологии.

Его, к слову, сыграл реальный боксёр – Анатолий Степанов. Снова отвлекусь! Такое чувство, что в Голливуде при создании образа Ивана Драго для «Рокки-IV» авторы руководствовались образом Рогова-Степанова. И тут случаются различные коллизии – Крутиков ссорится с Ниной и уезжает на поезде «Москва – Владивосток».


Однако возвращается к началу боя и… проигрывает. Так как в песенке поётся, что «…во всём нужна сноровка, закалка, тренировка!» С Ниной-то они мирятся, а вот главные победы ещё впереди, если опять не будет срыва. Спорт не терпит взбрыкиваний, истерик да прочей бесполезной лирики.

…А ещё в этом фильме — невероятные виды послевоенной Москвы. Прошёл всего год с дня Победы, а мы видим расцветающую мирную жизнь и — Парк имени Горького с аттракционами, лодками и тем силомером, с которого и началась карьера боксёра Крутикова…


UPD Читатель исправил мою ошибку — силомер стоял в Парке имени Сталина, ныне — Измайловском. А Парк Горького (точнее — аллеи Нескучного сада) с домами по Фрунзенской набережной попал в эпизод с утренней разминкой-пробежкой боксеров из «Метеора», поэтому я решила, что снимали в едином месте.



По материалам — Сплетен.нет

©