Oн бoльшe никoгдa нe был жeнaт, дa и нe пытaлcя никoгo вcтpeтить: Элeм Климoв и Лapиca Шeпитькo 
Лариса Шепитько — очень нестандартная личность для 60-70 годов прошлого столетия. Комсомолка, верующая в Бога и в то же время мистик. Она верила в переселение душ.

Однажды, будучи на экскурсии в Чехословакии, в одном из замков, Лариса сообщила, что уже бывала здесь. И, указав на стол, сказала, что за ним играли в покер — так и оказалось. После этого она описала расположение всех комнат и предметов, находящихся в доме. Более того, в зале висел старинный портрет женщины, которая была очень похожа на нее саму.

Несмотря на непростую работу и жизненные ситуации, Ларису знали как весёлую и общительную. Она любила танцевать, петь, была хлебосольной хозяйкой. В их с Элемом Климовым доме всегда были гости. Разлучить супругов могла только работа. Как режиссёры они были самостоятельными единицами, но в жизни друг без друга существовать не могли.

Жизнь Ларисы Шепитько была недолгой. Она погибла в 41 год. Но режиссер успела сделать свой вклад в развитие отечественного кинематографа: сыграть в пяти картинах, написать пять сценариев и снять шесть потрясающих фильмов.

Лариса Шепитько

Лариса родилась в семье школьных учителей в небольшом городе на Украине — Артёмовске, а окончила школу уже во Львове. Здесь ей удалось случайно побывать на съёмках фильма «Овод». В отличие от других наблюдателей, девушку заинтересовала не игра актёров, а режиссёрский процесс.

Она завороженно смотрела, как рождается кино, и мечтала, что когда-нибудь сможет снимать не хуже. Так определился ее выбор профессии.

Во ВГИК Шепитько поступила с первой попытки. Члены комиссии настойчиво предлагали ей отдать предпочтение актёрскому факультету, но надо было знать характер Ларисы. Легендарный Александра Довженко стал ее первым учителем, к сожалению, мастер скончался, так и не успев выпустить этот курс.

А вот научить Ларису сумел многому. Позже Шепитько вспоминала, что Довженко учил её быть не только режиссёром, но и автором собственного поведения.

Лариса Шепитько в фильме «Карнавальная ночь»

Лариса выделялась среди других девушек курса. Кроме внешней привлекательности, в ней имелся внутренний стержень. Вся мужская половина института была влюблена в кроткую и деловую Шепитько. Когда она проходила по коридору, молодые люди прижимались к стене и ждали – на кого же она обратит внимание.

Дипломной работой Ларисы стал фильм «Зной». Студенты-дипломники трудились на Киргизской киностудии при сорокаградусной жаре. Не всем удалось выдержать это испытание.

На молодую съёмочную группу обрушилась эпидемия болезни Боткина, многим пришлось вернуться в Москву, но Лариса довела всё до конца. Хотя иногда ей приходилось руководить съёмками с больничных носилок. Первый опыт был сложным, но по возвращении девушку ожидали приятные события.

Лариса Шепитько в фильме «Таврия»

На московской киностудии Лариса познакомилась с парнем, который и стал автором названия для её первого полнометражного фильма. Это был Элем Климов — мастер спорта по баскетболу и гребле. Харизматичный красавец с отменным чувством юмора. Он бы мог покорить не одно сердце, но влюбился в Ларису. Они поженились.


Каждый фильм Шепитько — целая история или даже маленькая жизнь. Уже первый ее проект был высоко оценен экспертами. А следующий фильм «Крылья» закрепил успех.

Изюминка молодого режиссёра была в том, что она предпочитала приглашать на главные роли малоизвестных актёров, в которых чувствовала потенциал, требуя полной отдачи от них. И сама была им примером.

Лариса Шепитько на работе

Майя Булгакова, исполнительница главной роли, получила звание лучшей актрисы года. Чтобы добиться этого, Лариса разработала целую индивидуальную систему работы с малоизвестной актрисой.

Короткометражный фильм «Родина электричества» был надолго отправлен в архив по той причине, что цензура усмотрела в нём антисоветское содержание. Лента увидела свет только через двадцать лет. Следующий фильм, «В тринадцатом часу ночи», постигла та же участь. Лариса начала переживать за развитие своей карьеры.


Лариса Шепитько на съемках фильма «Крылья»

Фильм «Ты и я» был снят по сценарию Геннадия Шпаликова. Речь шла о двух учёных медиках, которые променяли свои умения и знания на материальные блага. Сценарист не был уверен в картине, но Лариса заставила его доработать задуманное. Как оказалось, не зря.

Фильм получился серьёзным и в то же время поэтичным. Несмотря на то, что было требование внести коррективы в некоторые эпизоды, картина имела огромный успех на фестивале в Венеции. На родине фильм не восприняли.

Процесс создания картины «Ты и я» был непростым. Шепитько ждала ребёнка. Для восстановления сил будущая мама отправилась в Ялтинский санаторий. Но ни к чему хорошему это не привело. Женщина неудачно упала, получила сотрясение мозга и травму позвоночника. Это выбило её из строя на полгода. Но, несмотря ни на что, в 1973 году 35-летняя Лариса родила здорового сына, которого назвали Антон.

Лариса Шепитько и Элем Климов

Разрешения на постановку фильма «Восхождение» Лариса Шепитько добивалась четыре года. Комиссию не устраивал актёрский состав, но режиссер не хотела менять свои принципы. Главные роли сыграли далеко не профессионалы — актёр ТЮЗа и реквизитор. И снова успех!


Фильм получил главные призы в Риге, Берлине, Сопоте. И основную награду — реакцию зрителей! На просмотрах люди не скрывали эмоций.

К слову, на церемонии получения премии Шепитько отказалась одевать шикарное платье от модельера Вячеслава Зайцева, а вышла просто как учительница. Поскольку считала, что такая тяжёлая картина и роскошный вид режиссёра просто несовместимы.

После выхода фильма ей стали поступать мешки писем из разных уголков страны, люди рассказывали свои жизненные истории. Но самым грандиозным из них стало послание из-за границы — приглашение в Голливуд. Там Лариса подружилась с Лайзой Минелли и даже гостила у неё. Но нравы Голливуда её не впечатлили, поэтому Лариса вернулась домой.

Лариса Шепитько обладательница гран-при «Золотой медведь» за фильм «Восхождение»

Следующей работой режиссера должен был стать фильм «Матёра». Но завершить его она не успела. Лариса погибла в автомобильной катастрофе. Достоверной информации о том, что произошло тогда на дороге, нет до сих пор.

Элем Климов остался верен своей единственной до конца. 46-летний вдовец закончил съемки, начатые супругой, назвав картину просто «Прощание». После этого фильма снял еще одну художественную и документальную ленту, посвященную любимой.

Климов больше никогда не влюблялся. Да и не пытался никого встретить. Жил с уверенностью в том, что когда он уйдет из жизни, они вновь встретятся и будут вместе.



По материалам — Наедине с кумиром

©