Всем привет. Это мой стопятисотый девятый день в омд. Остальные тут. Меня все еще зовут Марина. Мне 34 года. Количество мужей, детей и котиков с прошлого раза не изменилось — один, два и три. А вот география немного поменялась. Полтора года назад мы (наконец-то!) переехали из Петербурга в замечательный город Таллинн. Я хочу рассказать о самом обычном дне, 04.08.2022, который, тем не менее, был весьма насыщен событиями. Осторожно, в этом дне присутствуют обычная бытовуха, съемное (а потому не очень эстетичное) жилье, маленькие дети, немножко котиков, фастфуд, а еще действие происходит в Эстонии. Если Вам что-то из перечисленного неприятно, пожалуйста, пройдите мимо.

1. 8:15. У Димы уже вторую неделю как отпуск, поэтому никто меня не будит, просыпаюсь сама.
Первым делом тянусь к обезболивающему, которое меня дожидается на скамеечке у кровати. Две недели назад мне сделали тонзиллэктомию и без обезболивающего я пока никуда. Больше его фотографий в этот день не будет, но я буду принимать его примерно каждые три часа. Вода с трубочкой по той же причине, пить я пока могу только так.
Еще не успеваю придти в себя, когда обнаруживается приятный сюрприз. У парикмахера освободилось время на сегодня и это отличная новость, потому что из-за операции я не могла попасть к ней больше месяца.

2. Детей в кроватях уже нет. Только Бублик грустненько сидит на нижней кроватке. В последнее время он полюбил там спать. Часто приходит не только днем, но и тихонечко пробирается в середине ночи.

3. Иду на кухню. А вот и дети! Судя по всему, Яна только-только позавтракала, а Аня еще доедает. Что-то поздновато сегодня.

4. А у меня на очереди душ и еще одно обезболивающее. Это с другим действующим веществом, оно только дважды в сутки — утром и вечером.

5. Чистая и окончательно проснувшаяся выхожу из ванной. Меня уже поджидают под дверью. Яна ждет своей очереди, чтобы помыть ручки. На самом деле она не столько моет ручки, сколько играет с водой, купает пупсиков, наливает воду в чашку, моет раковину щеткой, вобщем, развлекается как может.

6. Я уже писала про операцию. Есть я из-за нее до недавних пор тоже не могла, было очень больно. Только пила питьевой йогурт дважды в день, чтобы антибиотик принимать не на пустой желудок. Но накануне Дима принес чизбургер и (ура!) я смогла съесть примерно половину. Правда, только запивая после каждого укуса ледяным молочным коктейлем. Поэтому, преисполненная надежды, прошу его съездить купить мне там же булочку на завтрак и еще один коктейль. Выбираю самую, на мой взгляд, мягкую и легко жующуюся.
А пока Дима ездит, собираю перекус на прогулку. Диме бутерброды и булочка. Детям печенье, кукурузные палочки и фруктовое пюре. И вода, конечно.

7. Коляска с вещами собрана накануне вечером. Переодеваю детей дожидаемся Диму с моей едой и выходим. В коляске на фото сидят двое. Но Аня захотела сидеть лицом к нам, а Яна лицом к миру. Сфотографировать их обеих в таком положении для меня непосильная задача.

8. Пока ждем автобус я успеваю съесть (успешно!) булочку и выпить почти весь коктейль.
В автобусе я не прикладываю карточку, у меня бесплатный проезд так как со мной ребенок до двух лет. Дима карточку прикладывает, но по ней проезд так же бесплатный, так как он прописан в городе Таллинн. В принципе, у меня тоже есть такая карточка и я могу ее приложить. Но во-первых мне лень, а во-вторых я все равно ее забыла дома.

9. Едем мимо разного красивого. Но нам не туда. У нас есть план и мы его придерживаемся.

10. Выходим на нужной остановке. Даже любимая детьми и мною площадка с разноцветными шарами не сможет сбить нас с нашей цели.

11. И вот мы на месте! Пляж Русалка. «Вода! Вода!» кричит Яна по мере приближения. Да-да, этот ребенок ОЧЕНЬ любит воду.

12. Дети пытаются сразу сбежать. К счастью, они отлично обучены командам «стоп» и «ко мне».

13. Плед расстелен. Дети переодеты. Ведра и лопатки выданы.

14. А вот и я, привет.

15. Недалеко от пляжа порт. Замечаем, что у одного из паромов из трубы валит черный дым. Странно.

16. Берем ведро, идем мочить ножки и собирать сокровища.

17. А вот и сокровища. Мертвые медузы, ракушки и камешки. Медуз не трогаем. Камешки рассматриваем и изредка бросаем в воду. Ракушки собираем в ведро.
У меня на телефоне, оказывается, надрывается скайп. Это бабушка Лариса вернулась из поездки и хочет узнать, как у нас дела. На ближайшее время я потеряна для общества, а дети переданы в безраздельное владение папы.

18. Вешаю трубку и возвращаюсь в этот бренный мир. В бренном миру прибыло простых смертных. Не сказать, чтобы на пляже стало многолюдно, но людей определенно больше, чем было. Дима с детьми развлекаются тем, что ходят с ведрами за водой, приносят обратно и выливают рядом с пледом. Зачем? Чтобы песок стал влажным и можно было делать куличики.

19. Очередной паром прибывает в порт. В Таллинне вообще очень активное паромное сообщение, особенно летом. За это утро это уже третий. Или четвертый? Я сбилась со счета, пока говорила с тетей Ларисой.

20. Уставшие дети завалились на плед и требуют кушать. Где там мой ланчбокс? Ну конечно, Аня не хочет свою еду, Аня хочет папин бутерброд. Яна хочет есть но не хочет есть. Дима хочет есть, но его бутерброд забрали (ничего, там есть еще бутерброды). Ах да, а еще все и всё при этом в песке.

21. Когда мы только пришли на пляж, у деревянного настила стояла большая группа людей. Я тогда решила, что это экскурсия. Так-то Русалка — вполне экскурсионное место. Но, кажется, это какие-то командные игры. ни организовали перетягивание каната, а после отправились плавать наперегонки (или я путаю и они сначала плавали, а потом согревались перетягиванием каната?).

22. А на море волны. Само собой, идем туда, постоять на пути у волн. Выходим все мокрые. А ведь мне еще по делам ехать! Хорошо, что мои летние штанишки быстро сохнут.

23. Смываем с детей песок, переодеваем, сажаем в коляску, выдаем еще еды и воды. Дима переводит мне на карточку деньги, чтобы я могла потом расплатиться с парикмахером.

24. А я пока фотографирую собранные сегодня сокровища и прокладываю дальнейший маршрут. Дима с детьми отправятся домой, а у меня послеоперационный прием лора на другом конце города.

25. Фотографирую Русалку. Просто чтобы было.

26. Остановка не та, на которую мы приехали утром. Но тоже совсем рядом.

27. Пока жду автобус фотографирую всякое разное красивое вокруг.
Набережная тянется почти на четыре километра. Вдоль всей набережной сделаны велосипедная дорожка, пешеходная дорожка и дорожка для бега. Есть несколько площадок, полноценных детских с качелями и прочими увеселительными штуками и простых, типа как с шарами на десятой фотографии. Много скамеек, газоны, кусты с каким-то растением, лично мне напоминающим осоку. Иногда среди этих кустов проложены тропинки из деревянного настила. Если не ошибаюсь, два огороженных выступающих в море пирса. В самом начале набережной, рядом с портом, установлены морские бинокли, чтобы можно было посмотреть на прибывающие и отбывающие паромы.
Но мы еще ни разу не прошли все эти четыре километра. Наш максимум — почти километр. От начала набережной рядом с портом и до Русалки. Ну или от Русалки до парка аттракционов, тоже что-то около километра.
Между тем, подходит мой автобус. Захожу, машу ручкой детям и дальше слежу за картой, чтобы не проехать нужную остановку.

28. Вот и она. Здесь мне надо пересесть на троллейбус. Еле успеваю сделать фотографию, как он подходит.

29. Как я уже говорила, свою карточку я забыла дома. И ребенка до двух лет со мной тоже нет. Но Дима отдал мне свою карту. А сам поехал без нее, теперь он с малолетним ребенком )))

30. Где-то в середине пути все пассажиры из начала троллейбуса выходят. И я успеваю сделать фотографию салона, пока не вошли новые. В Таллинне всего четыре троллейбусных линии. И все они в районе Мустамяэ. Кстати, трамвайных линии тоже четыре. И все четыре пересекаются в одной точке в центре города — на остановке Hobujaama. Но при этом едут они в разные части города. В основном же тут пользуются автобусами. В Таллинне 74 автобусных маршрута.

31. Вот и моя остановка. До клиники надо еще немного пройти пешком. Заодно переписываюсь с Димой. Дети еще не спят, а уже должны!

32. Иду через сквер. Там вот такое необычное кафе. Постаралась сфотографировать так, чтобы люди, сидящие в беседке, не попали в кадр.

33. На месте. Клиника, которая мне нужна, находится на четвертом этаже. Это коммерческая клиника. Но в Эстонии у коммерческих клиник есть квоты на прием с оплатой через больничную кассу. То есть по страховке (ближайший аналог этого — омс в России). В моем случае приема оперирующего лора и операции в городской больнице мне пришлось бы ждать больше двух месяцев. А в коммерческую клинику запись по квоте была через две недели, операция еще через неделю в их же клинике. Операция так же по квоте, как и послеоперационный прием. Это не совсем бесплатно, за первичный прием специалиста нужно заплатить пять евро. Но их нужно заплатить везде, не важно, обращение в коммерческую клинику по квоте или в обычную государственную. Остальную сумму покрывает больничная касса. Предположу, что это сделано для того, чтобы люди обращались к специалистам только с настоящими проблемами. Отличие государственной клиники или больницы от коммерческой еще в том, что в государственной выписывают счет на пять евро и его можно оплатить позже. А в коммерческой оплата осуществляется перед приемом. Но, как я уже сказала, сегодня мне платить не нужно, так как это повторный прием. И любое мое обращение к этому конкретному врачу, связанное с последствиями операции, в этом календарном году будет считаться повторным.

34. Прием тут идет четко по времени. Я пришла немного раньше. Поэтому сижу в коридоре и развлекаю себя инстаграмом* (*соцсеть, запрещенная на территории Российской Федерации (и какое же счастье, что я не на этой самой территории и могу тут сама решать, что себе запрещать, а что нет). Смотрю, чего появилось нового на канале Бамси. Бамси — самый сильный медведь в мире! Комиксы про него были очень популярны в Питере в начале девяностых. Раз в месяц мы ходили на книжный рынок в ДК Крупской. Там на улице был прилавок с комиксами и мне можно было выбрать один. О эти муки выбора между Бамси и Черепашками Ниндзя! Бамси побеждал почти всегда. Но самая большая трагедия была, когда на прилавке лежало больше одного нового номера Бамси. Ну и знаете эту идею про велосипед, что если у тебя его не было в детстве, а став взрослым ты его купил, то в детстве у тебя все равно его не было? Типа никакой радости не будет от удовлетворения своих детских мечт? Так вот, фигня полная! Теперь у взрослой-меня есть почти все (почти! всего двух не хватает!) номера Бамси, вышедшие на русском языке. И несколько (несколько десятков, муа-ха-ха) номеров на финском и шведском языках. И это чувство удовлетворения просто офигенное! А еще в Швеции, на родине Бамси, существует парк развлечений Бамси. С одной стороны мне жаль, что пока не удалось там побывать. А с другой, я же все деньги спущу в их сувенирном магазине! (примерно так же, как я спустила все взятые с собой деньги несколько дней спустя, когда мы поехали в Хельсинки и в магазине Академической Книги, кроме обычных комиксов Бамси, обнаружилось еще несколько книг)

35. Инструкции от врача получены. Иду обратно через тот же сквер.

36. Перед автобусом еще есть время, захожу в торговый центр, чтобы снять наличку. У парикмахера нельзя расплатиться картой, только наличными. Или, в крайнем случае, переводом. Но в прошлый раз она мне так и не прислала данные своей карты. Поэтому сегодня я должна буду уже за два раза. И, пожалуй, чтобы не быть должной в следующий раз за три, сниму на всякий случай наличные.

37. Рядом с остановкой сидят дедули и чем-то торгуют.

38. У остановки на асфальте нарисована вот такая карта. Удобно, если запутался и не знаешь, куда идти. А еще тут тоже есть вандалы-рисовальщики-на-лавочках. И рисуют они вот таких милых муми-троллей.

39. На этот раз без пересадки. Пока еду, лениво брожу по интернету, изредка переписываюсь с Димой и, наконец, проверяю, прислали ли на почту бронь на паром.

40. О! Моя остановка! Чуть не проехала.

41. Прихожу вовремя, Светлана уже свободна.

42. Долгие полтора часа, за которые я несколько раз чуть не уснула, позади. Записываюсь на следующий раз. Переписываюсь с Димой, узнаю, как там дети и получаю от него задание сходить в ветклинику. У Бублика несколько дней назад случилось воспаление мочевого пузыря и ему прописали лечебный корм.

43. Выхожу на улицу через торговый центр. Ничего мне тут не надо, но идти мимо магазинов все-таки немного приятнее, чем через парковку мимо машин.

44. А ветклиника закрыта! Хотя до официального закрытия еще 15 минут. Остался Бублик без корма ((( Ну хоть в магазин зайду. На газоне пасется подросток-чаёныш. Поздний он какой-то, остальные его собратья уже во всю тренируются летать.

45. Магазин-магазин. Есть определенная несправедливость в том, что именно тогда, когда я наконец тут без детей и могу вдумчиво и расслабленно походить по рядам, вот именно в этот раз я ничего особо купить и съесть и не могу.

46. Ну, раз еда из Макдональдса зашла нормально, попробую кекс и пудинг. И горошек. А булка Диме.
Выхожу из магазина, проверяю, как дома дела. Дома обедают и Дима идет на поводу у Яны и кормит ее на ручках.

47. Где-то в середине пути присаживаюсь на пару минут передохнуть на лавочку.

48. Дом уже близко!

49. А дома меня встречают сытые дети и голодный Дима.
Сейчас у нас на кухне два холодильника, поэтому немного тесновато. Когда мы, наконец, избавимся от одного из них, детский столик встанет на его место. И тогда дети смогут вдвоем есть за взрослым столом.
И да, не пугайтесь огромного количества наклеек на разнообразных поверхностях. Дети фанаты наклеивания. Раз в несколько месяцев мы снимаем эти наклейки антижиром, любуемся пару дней чистенькой красивой мебелью, а потом они снова все обклеивают (даже пол).

50. А у нас еще магазин в списке дел на сегодня. Иду в спальню за свежей одеждой и обнаруживаю в яниной кроватке Соню. Странно, что не Бублика. И странно, что Соня внизу, обычно она предпочитает верхнюю кровать, чем очень недовольна Аня.
Детская одежда висит не в шкафу, а просто на вешалке, чтобы дети могли сами ее взять, если захотят переодеться в течении дня. Правда, там только платья и теплые кофты. Футболки и штаны не поместились и хранятся в комоде (который детям вроде как нельзя открывать, но они все равно открывают и берут себе там то, что хотят).

51. В магазин едем на машине, поэтому берем с собой одинарную коляску, только для Яны. И даже без подножки. Поэтому Аню заранее предупреждаем, что придется ходить самой, а в магазине ездить в тележке.

52. Специально сделала эту фотографию, чтобы показать наш чудесный огромный багажник. Сложенная коляска выглядит в нем такой маленькой. Обычно мы ставим ее туда не складывая. Двойная, к сожалению, полностью разобранной не помещается и приходится ее сдвигать до одинарной.

53. Все на своих местах. У Ани кресло стоит по ходу движения. Его купили совсем недавно и она сама выбирала цвет (я голосовала за оранжевое). Яне перешло «по наследству» старое анино кресло. Оно против хода движения. Яна всегда ездит в машине с кем-нибудь из своих пупсиков. И вообще часто берет кого-нибудь из них с собой, когда выходит из дома, даже если идет только к лифту встретить Диму с работы. А вот Аня постоянно меняет игрушки, которые берет с собой. Сегодня вот этой чести удостоился мячик.

54. Первый магазин, в который мы заезжаем — комиссионка. Диме нужны в машину диски с музыкой. Мы с Яной идем в самый конец, туда, где детские книги. И выбираем несколько интересных.

55. Аня среди горы игрушек откопала юлу. Около полугода назад у нее уже была юла, но, видимо, не очень хорошая. Потому что прослужила она ровно два дня, а потом от нее откололся острый кусок пластмассы. Эта юла выглядит надежно, поэтому почему бы не попробовать еще раз.

56.Едем в нашу главную магазинную цель. Гипермаркет. Аня довольна, что есть свободная машинка, она не очень любит сидеть в тележке. Впрочем, тут есть детские маленькие тележки с флажком, такую она с удовольствием катает. Яна почему-то расстраивается, не хочет ни в машинку, ни в тележку с сидением, ни на ручках. От коляски отказалась еще когда выходили из машины. Плачет так сильно, что Диме приходится выйти с ней на улицу. Сделав «круг почета» до машины и обратно соглашается сесть в корзинку, но только не в сидение, а в ту, которая над аниной машинкой. К слову, она не одинока в таких своих предпочтениях. Почти все дети примерно яниного возраста, которых мы встречаем в этом магазине (в этот день и в другие дни) предпочитают сидеть именно в этой корзинке над машинкой.

57. Ну вот. И не скажешь даже, что этот малыш горько и безнадежно плакал всего каких-то десять минут назад.

58. Возвращаемся в машину. Аня, кажется, что-то вдохновленно рассказывает Яне. А у нас впереди еще одна остановка.

59. Едем. Вокруг зелено. Когда я сюда только приехала (и пережила зиму, и дождалась весны) меня очень удивляло, как тут много зелени. Практически у каждого дома в шаговой доступности хотя бы небольшой сквер. В Питере мои окна выходили на большущую парковку, крытый паркинг и дом напротив. Здесь мои окна выходят на широкую полоску газона с кустами и деревьями. А летом на этом газоне местные жители периодически устраивают пикники.

60. А вот и наша цель. Да-да, он самый. Ну а что, я только утром поела. А к вечеру кушать опять хочется. Все-таки день был насыщенный. Ну и да, это первый день, когда мне удалось более-менее нормально поесть.

61. Ждем заказ. Почему-то если заказать в драйв-ин, заказ делают очень быстро. Но если зайти внутрь и заказать там, то ждать заказа можно даже минут двадцать.

62. Едем домой. Это моя любимая улица (шоссе? путь? вобщем, tee), потому что она напоминает мне Хельсинки )))

63. Внизу много-много разных объявлений.

64. Отправляю детей в игровую. Кажется, никто так и не убрался после вчерашнего дня. Расставляю игрушки по местам. Общая зона самая большая, тут общие игрушки и те, которыми играет Яна, а Ане они неинтересны. Также в общей зоне не попали в кадр диван, детский шкафчик и два ящика — с машинками и с мягкими игрушками. В детском шкафчике книги, музыкальные зайцы и янины игрушки. Отгороженная зона у окна — анина. Там игрушки, в которые Яне одной играть еще рано. В основном домики со зверятами, книги с тонкими страничками, конструкторы с мелкими деталями. А еще я туда временно поставила сумки с одеждой. которую надо отдать.

65. Аня идет играть со своими зверятами. У нее четыре семьи — две семьи зайцев, семья барсуков и сирота-медвежонок. Ее любимая семья живет в доме с голубой крышей, состоит из папы, мамы и двух малышей-зайчат. Думаю, не надо объяснять, почему она любимая. Даже мебель у нее там расставлена так же, как у нас дома стоит.
Яна в игровой не задерживается, хотя у нее тут тоже есть домик со зверятами. Правда, домик фанерный, мебель в нем деревянная и зверята по большей части резиновые. Но она решает воспользоваться тем, что анин телефон остался на кухне без присмотра, и успешно завладевает им с целью просмотра мультиков.

66. Дима кормит детей ужином, я в это время проверяю, все ли готово ко сну. Вода в кармашках есть. Соска у Яны под подушкой есть. Книжки для Ани есть. Игрушки в кроватях есть. Пижамы есть. Подушки и одеяла есть. Кошки есть. А, нет, стоп, кошек не должно быть. Отправляю Соню из спальни. А Бублика опять нет.

67. Яна поужинала и идет мыть ручки. А вот и Бублик. Он, как и Яна, любитель потусить в ванной. Но, в отличии от Яны, предпочитает сухую раковину.
Аня в это время спорит с Димой на кухне. Прихожу узнать, что случилось. И… мы ругаемся. Тяжелый день, все на нервах и ресурс у всех на нуле.
Честно говоря, в какой-то момент даже думала из-за этого, что все, придется другой день снимать для ОМД. А потом решила, ну и ладно, ссоры — тоже часть жизни и делать вид, что их нет, как-то двулично.
Дима уходит в игровую и остается там на диване с телефоном. Мне на какое-то время становится не до фотографий. Иду укладывать детей спать и фотоаппарат в этом деле помеха. Яна засыпает довольно быстро. С Аней приходится посидеть подольше. Они пока не засыпают одни. Яна засыпает только при условии, что ее держат за ручку. И ночью часто сама переползает в нашу кровать. Аня ложится к нам реже и почти никогда не делает это сама, обычно будит кого-то из нас и спрашивает, можно ли лечь к нам. Еще Ане часто снятся кошмары и она боится по вечером оставаться в спальне одна с закрытой дверью. Когда она засыпает, можно уйти и заняться своими делами. Раньше, если она просыпалась и никого не было рядом, она начинала плакать. Сейчас стало получше, она просто выходит из комнаты и идет нас искать. Но это, конечно, только при условии, что горит ночник. Скорее всего это связано с тем, что, когда родилась Яна, Диме пришлось уехать в Таллинн одному. А мы остались ждать документы. И по вечерам Ане часто приходилось оставаться в кроватке и засыпать одной, пока я укачивала Яну.

68. Около одиннадцати Аня засыпает. Выжидаю еще десять минут для надежности и иду на кухню. Вы вот что делаете, когда злитесь? Я или истерю, или убираюсь. Сегодня убираюсь. В основном на кухне и немного в коридоре. Посуду чистую в шкаф, грязную в посудомойку. Сухое белье сложить. Коляску собрать. Все поверхности протереть. Мусор в помойку. Столик от коляски помыть. Сидения от коляски в шкаф. Игрушки разобрать. На детских кухнях расставить все по местам. Детские скамейки все задвинуть. Продукты в холодильнике перебрать. Лекарства убрать в аптечку. Мультиварку помыть. Салфетки закрыть. Бублику лекарство дать.

69. И как-то так незаметно наступает полночь. А в полночь случается что? Правильно, вылезает на свет всякая нечисть. В нашем конкретном случае на свет, горящий на кухне, вылезает из игровой Дима. Десяти минут нам хватает, чтобы все обсудить и помириться (это большой прогресс! обычно на это уходит не меньше часа). Потому что какая бы ссора ни была, нельзя спать порознь. И нельзя ложиться спать не помирившись. Почему? Потому что иначе на следующий день злая я уже точно буду не убираться, а истерить. Еще пять минут на проверку кошек (Элли опять где-то прячется, я ее в этот день вообще не видела) и чистку зубов (часы на кухне немного спешат).

70. Идем в спальню. Дима, вообще-то, должен был этой ночью уехать в Питер, разобраться с документами. Ну, точнее не ночью, а рано утром, около трех. Но, конечно, никуда уже не поедет. А вот нефиг было ругаться!
Проверяем детей. Аня спит у себя. Яна, конечно, успела переползти к нам в кровать.
Кладу себе на утро обезболивающее. Ставлю телефон на зарядку. И мы ложимся спать. Спокойной ночи!

Спасибо, что провели этот день с нами.