Для многих французов эта мелодия, пожалуй, главный музыкальный символ России. Но парадокс в том, что он, несмотря на свою яркость и «хитовость», знаком в самой России лишь немногим.

Почему он не был популярен в России? Не звучал по радио, не исполнялся на концертах, не транслировался по телевидению? Почему на эту простую, но изящную мелодию не положили слова, как это произошло со многими популярными вальсами того времени?!
Подробный ответ на эти вопросы найдете здесь.
В двух словах разгадка выглядит так.
Популярности этого вальса не хотел сам его автор, Дмитрий Шостакович. Почему не хотел? Потому что написал это произведение как стилизацию, подражание… Это была своеобразная музыкальная шутка Шостаковича, которого в те годы критиковали за то, что его произведения сумбурны и далеки от народа. Хотите народный вальс ‒ получайте!
Вот только сам автор считал, что в вальсе не звучит его композиторский голос и что он написан чужим для него языком. Именно поэтому он не хотел давать разрешение на его широкое исполнение. И только однажды, когда нужно было срочно заработать, Шостакович разрешил его использовать в фильме 1956г. «Первый эшелон» режиссера М.К. Калатозова.

©