O чём coвeтcкий xудoжecтвeнный фильм «Oпacный вoзpacт»?

Помню, что будучи помоложе, когда впервые посмотрела этот фильм, всё никак не могла понять, а почему главные герои разошлись? В чём причина? Оба вполне рассудительные и симпатичные люди, вместе прожили много лет, воспитали прекрасного сына. Видно, что, несмотря ни на что, они остались неравнодушными друг к другу. И тем не менее, они разводятся и разъезжаются.


Правда, финал картины всё как бы ставит на свои места, и зрителем намекают, что, скорее всего, они опять будут вместе.


Но почему же в фильме произошёл этот развод?


Понятно, что его инициатором и «локомотивом» является героиня фильма в исполнении Алисы Фрейндлих. Она якобы устала жить с неприспособленным к жизни мужчиной, а тут нарисовался солидный коллега-профессор, который по своим мужским качествам выгодно выделяется на фоне «непутевого мужа». Ну и процесс, что называется, пошёл.


Безусловно, что в любом разводе всегда виноваты оба. И даже неважно, кто из двоих больше, если этот развод уже произошёл. Поэтому я не снимаю ответственность с «непутевого мужа». Возможно, он прошляпил тот важный момент, когда нужно было оживить «конфетно-букетный период» или, вовремя заметив появившиеся сомнения в душе супруги, попробовать их развеять. Но такие аналитические способности имеют далеко не все мужчины, и ей это было наверняка известно, если прожила с мужем 20 лет.



Лишь когда я сама достигла сорокалетнего возраста, я на себе испытала те мысли и чувства, которые овладели главной героиней в этом фильме. И поняла, насколько точным является короткое название этой картины.

Так в чём же опасность «среднего возраста»? Причем не только для женщин, но и для мужчин? Для себя я сделала вывод, что в этом возрасте человек, безусловно, становится опытнее и мудрее, но и при этом ему кажется, что ещё вся жизнь впереди. Поэтому появляется обманчивое впечатление, что всё ещё в своей жизни можно безболезненно изменить в лучшую сторону.


И в этом главная и роковая ошибка. Конечно, когда тебе 40-45 лет, то еще очень многое впереди. Но не «вся жизнь»! И даже не её половина! И по-настоящему мудрые люди это понимают и поэтому легко проходят «кризис среднего возраста», правильно оценивая свои желания и свои перспективы. А тот, кто это вовремя не осознал, попадает в ситуацию главной героини этого фильма. И делает несчастливой не только себя, но и своих близких.

В этом плане фильм очень поучительный. И не случайно автором сценария был 44-летний сценарист Роман Фурман, а режиссёром – 41-летний Александр Прошкин. Оба были в том опасном возрасте и отлично понимали, о чём снимают свой фильм.

Хотя, если спросить сегодня многих моих знакомых, то, вспоминая эту картину, большинство из них почему-то считают, что фильм рассказывает о некоем «нюхаче Нарциссе», который по ходу сюжета теряет свои уникальные способности, а потом они к нему опять возвращаются. И всё. А жаль.

Дина Нерубина.



По материалам — CINEMA

©