Татьяна Самойлова и Евгений Урбанский в фильме «Неотправленное письмо», 1959

«Нeoтпpaвлeннoe пиcьмo»: фильм-шeдeвp, кoтopый чуть нe cтoил Bacилию Ливaнoву кapьepы

Почему фильм, получивший самый высокий рейтинг в США, не показывали в России? Почему картину сняли с программы Каннского фестиваля? И какую роль фильм сыграл в актерской судьбе Василия Ливанова, расскажу сегодня.

Фильм с трудной судьбой

Премьера фильма Михаила Калатозова «Неотправленное письмо» состоялась в СССР 27 июня 1960 года.

Картина стала следующей работой режиссера после легендарного «Летят журавли», фильма, который не только получил главную премию Каннского кинофестиваля — «Золотую пальмовую ветвь» — но и прославился на весь мир.

«Неотправленное письмо» полностью сохранил «почерк» своего триумфального предшественника: режиссерский стиль, операторская работа, образ главной героини сразу показались мне знакомыми. Все это я уже видела в «Журавлях», но удивительным образом фильм это не испортило, скорее, наоборот, съемочная группа вышла на новый уровень, но…

Кадр из фильма «Неотправленное письмо», 1959

Фильм, номинированный на «Золотую пальмовую ветвь», сняли с программы фестиваля буквально накануне показа. Формально фильм остался участником Каннского фестиваля, ведь его посмотрело и выбрало жюри мирового класса, но в конкурсном показе картина не участвовала.

Сделано это было по инициативе Госкино, комитет просто отозвал заявку. По одной из версий, режиссер решил внести в фильм необходимые правки, чтобы в прокат в СССР фильм вышел «идеальным».

По другой версии, в руководстве Госкино СССР вдруг осознали, что фильм можно истолковать таким образом, что необходимые стране ресурсы (речь идет об алмазах, месторождение которых ищут геологи), ценятся выше человеческих жизней этих самых геологов.

Не удивлюсь, что с момента такого спорного толкования сюжета, фильм получил негласную пометку об «отсутствии советской идеологии» и это решило его судьбу.

Как иначе объяснить тот факт, что уже в 1961 году фильм показали на экранах Европы и США, а в СССР в широкий и массовый прокат он так и не вышел. А жаль.

Кадр из фильма «Неотправленное письмо», 1959

Звездное трио и один дебютант

В картине «Неоправленное письмо» всего четыре главные роли и одна эпизодическая, но абсолютно звездный состав актеров того времени: Иннокентий Смоктуновский, Татьяна Самойлова, Евгений Урбанский и Василий Ливанов, для которого фильм стал дебютным.

До «Письма» в фильмографии Ливанова была всего одна роль — эпизод в картине «Город на заре» (1959), поэтому работал актер с полной отдачей.

Многие кино-рейтинги упоминают сегодня эту роль, как «одну из лучших» и «одну из самых несвойственных» актеру по образу.

Кадр из фильма «Неотправленное письмо», 1959

И первое, и второе — верно. Василий Борисович сыграл тихого, мягкого, интеллигентного геолога Андрея, который не может дать отпор сопернику, но без раздумий отдает свою жизнь, даря товарищам шанс на спасение.


Однако рвение Ливанова чуть не закончилось трагедией. Во время сложных натурных съемок в тайге актер простудился и потерял голос.

Это была не просто простуда, Ливанов молчал почти неделю. А когда заговорил, голос его приобрел ту самую хрипотцу, которая и стала его визитной карточкой. Вот только в тот момент Ливанов об этом не знал, всерьез сокрушаясь, что карьера его закончилась, толком не начавшись.

Кадр из фильма «Неотправленное письмо», 1959

Восемь месяцев в тайге

Драму по мотивам одноименного рассказа Валерия Осипова снимали в глухой тайге на берегу рек Ус и Енисей.

Из дневника участника съемок:

«17 октября 1958 года. Вот уже несколько месяцев мы в экспедиции. Живем в тайге, вокруг на десятки километров ни души, ни живого существа. Приближается зима, резко упала температура. Со дня на день станут реки. Снимать становится все сложнее, каждый кадр берем с боем. Работаем почти вслепую».

Вторая часть картины полностью завязана на погодных условиях: геологи пытаются выжить в тайге. Так вот съемки ничем не отличались от сюжета фильма: простуды, ожоги от далеко не бутафорского огня, травмы и тяжелые условия быта — все это актеры и съемочная группа испытали на себе.

Кадр из фильма «Неотправленное письмо», 1959

Операторская работа — огонь

Ещё при просмотре фильма я обратила внимание, как часто на переднем плане используется огонь. Оказывается, это был не просто прием, аллегория или удачный спецэффект, Сергей Урусевский действительно снимал актеров через пламя огня.

Один из участников экспедиции записал в своем дневнике:

«24 августа 1958 год. Сергей Павлович придумал кадр совершенно без учета собственной «воспламеняемости» — себя с камерой внутри огня, в самом центре. Что же потом удивляться «эффекту присутствия», если оператор с камерой почти горел на костре — без фокусов, самым натуральным образом. Замотали его, как куклу, в асбест, но ватник все равно вспыхнул, с трудом сбили огонь. А он злился, что били по спине, — помешали доснять, испортили дубль».

Кадр из фильма «Неотправленное письмо», 1959

Мировое признание

После премьеры фильма в Нью-Йорке газета The New York Times опубликовала положительную рецензию на фильм, восхищаясь игрой Самойловой и общим качеством «эмоциональной, но местами непонятной американскому зрителю» картины.

Подобные рецензии в Times — большая редкость, их не сильно интересует кино, но этот фильм покорил Америку.

Кадр из фильма «Неотправленное письмо», 1959

В 1995 году знаменитый режиссер Фрэнсис Форд Коппола (тот самый, кто получил «Оскар» за фильм «Крестный отец») лично инициировал и профинансировал реставрацию ленты и повторный прокат фильма «Неотправленное письмо» в США.

Чуть позже картина была обновлена и в России. Цифровую реставрацию звука и изображения взял на себя Киноконцерн «Мосфильм».

Если вы пока не смотрели эту картину, то очень советую вам вернуться в то время и испытать тот самый «эффект присутствия». Фильм, несомненно, стоит вашего внимания, ведь в отличие от американского зрителя, нам он понятен на все сто процентов.



По материалам — Татьяна Трофимова

©