Нe кpacaвицa? A нa экpaнe глaз нe oтopвaть. Cepaфимa Биpмaн, eё cквepный xapaктep и уникaльный тaлaнт
Новорожденная Серафима, появившаяся на свет в 1890 году, показалась матери неказистой, зато отца восхитила внешность дочери и он всегда называл её Семирамидой Премудрой.
Отец будущей актрисы имел угрюмый нрав, с трудом ладил с людьми и предпочитал уединение. Мать, напротив, была весела и общительна, хорошо пела и обожала театр. Дочь унаследовала черты обоих родителей.
Она успешно училась, много читала и, с тех пор как в 11 лет побывала в театре, девочка, из-за внешности игнорируемая сверстниками, всё свободное время посвящала играм в сцену: говорила голосами воображаемых персонажей, просунув голову в отверстие коробки от макарон.
К идее стать актрисой подтолкнула Семирамиду Премудрую старшая сестра, которая, несмотря на то что училась в северной столице на медицинских курсах, в 1906 поучаствовала в массовке спектакля, поставленного Московским художественным театром, и получила за это от Константина Станиславского фото с автографом.
Дебют Бирман-младшей случился в любительском спектакле в имении депутата Госдумы Константина Казимира, у которого старшая служила доктором. Помещик-филантроп, восхитившийся способностями юной Фимы, решил оплатить ей год обучения в Московской театральной школе.
И в 1908 году счастливая Серафима уехала из родного Кишинёва в Первопрестольную, где стала учиться не только в драматической школе Александра Адашева, но и на историко-филологическом факультете Московских женских курсов. Спустя три года девушку взяли в МХТ.
Актриса стала одной из основательниц Театра Ленинского комсомола, где в 1940 году поставила пьесу «Зыковы» по Горькому и сыграла Софью. В роли Павлы выступила Валентина Серова. На одной из репетиций она устроила разнос Олегу Фрелиху, игравшему лесничего.
О суровом нраве артистки ходили легенды.
Зато талантливую лицедейку постоянно приглашали в экзаменационные комиссии театральных вузов. Как правило, во время выпускных экзаменов она оставалась угрюмо-молчаливой. А в заключительном слове говорила нечто подобное:
Серафима начала сниматься в кино в 1918 году, но ее первые картины, поставленные Александром Волковым, оказались безвозвратно утерянными. В «Закройщике из Торжка» (1925) и «Девушке с коробкой» (1925), поставленных как реклама гособлигаций, у актрисы были небольшие роли.
Ещё одну главную роль актриса сыграла в фильме «Обыкновенный человек» в 1956 году.
Несмотря на небольшие эпизодические роли, которые порой не указывались в титрах, зрители актрису запоминали и ждали новых появлений на экране.
Глядя на по-мужски непримиримый характер, неброскую внешность, можно было бы предугадать скучную или несчастливую личную жизнь артистки. Ан нет! Журналисту и писателю Александру Таланову — автору либретто к балету «Алые паруса» и нескольких биографических исследований, в том числе о Станиславском, — пришёлся по душе серьёзный характер остроумной и одарённой женщины.
Будучи на 11 лет моложе супруги, он души в ней не чаял. И она не смогла справиться с потерей, когда муж в 1969 ушёл из жизни. Не спасла и любимая работа — актриса получила расстройство психики. Ей пришлось уйти из театра.
Одинокую и беспомощную, племянница определила Серафиму Германовну в психиатрическую клинику в Ленинграде, где до последнего дня изнурённая старостью и болезнью актриса пыталась с другими обитательницами лечебницы ставить «Синюю птицу» Мориса Метерлинка и мечтала позвать на премьеру своего мэтра — Константина Станиславского, давно почившего с миром.
Она на семь лет пережила супруга и упокоилась 11 мая 1976 года. Их могилы находятся рядом — в колумбарии Новодевичьего кладбища.
По материалам — Отдохни