Мундиp вмecтo плaтья: кaк coздaвaли oбpaз Шуpoчки в «Гуcapcкoй бaллaдe»
Фильм Эльдара Рязанова «Гусарская баллада» вышел на экраны в 1962 году — и это был один самых ярких и смелых экспериментов в карьере режиссера. Легкая комедия про юного кавалериста, который на самом деле оказывается девицей Шурочкой Азаровой, потребовала от постановщика огромной работы и храбрости, чтобы рискнуть столкнуться с цензурой. Однако, Шурочку по праву можно считать народной любимицей, храброй и сильной. Рассказываем, как создавали детали образа героини.
Рязанов сразу решил, что Азарова должна воплощать в себе авантюризм и смелость гусара, при этом в ней должна быть видна аристократическая женственность. Кроме того, исполнительница этой роли должна уметь эффектно фехтовать, изящно танцевать и уверенно держаться в седле.
Людмила Гурченко провалила пробы из-за слабой подготовки, Алиса Фрейндлих смотрелась эффектно, но слишком женственно, как и Светлана Немоляева.
Фото кастинга Гурченко, Фрейндлих, Немоляевой
Студентка Лариса Голубкина поразила Рязанова при первом появлении: актриса обладала мальчишеской фигурой и харизмой, которая помогала ей перевоплощаться из гусара в девицу — и обратно. Озорная и немного напоминающая образ Питера Пена, Немоляева идеально подходила на роль Азаровой, но ей не хватало опыта. Поэтому для актрисы наняли преподавателей актерского мастерства.
Кадры: «Гусарская баллада»
И действительно — Голубкина эффектно смотрелась в мундире. Однако, костюмеры не стремились к достоверности ее образа. По канону Азарова должна носить сине-зеленую форму, но с точки зрения метафоры куда лучше смотрелось сочетание серого и розового — так подчеркивалась женственность Шурочки и сила ее альтер-эго. Финальным штрихом были очаровательные короткие кудри, которые превращали девицу в совсем юного корнета.
Однако, для лучшего понимания ее образа, стоит обратить внимание и на «девичьи» наряды Азаровой.
Кадры: «Гусарская баллада»
Наблюдая за ней в изящных платьях, не сразу замечаешь, что героиня совсем не носит украшения и формально относится к прическе. Логично: Шурочка совсем равнодушна к своей внешности, она чувствует себя комфортнее в мундире солдата.
Притворяясь мужчиной, она сближается с поручиком Ржевским — и лишь в финале проявляет стереотипно женские черты, когда теряет сознание при виде мыши. В этот момент Ржевский позволяет себе влюбиться в Шурочку окончательно, но героиня все еще не готова расстаться с формой и саблей, ведь ее уже повысили по службе.
По материалам — ВЕСТНИК