Можно ли заставлять ребёнка что-либо делать, если он этого не хочет?

depositphotos.com

Многие родители считают, что если ребёнок не хочет что-либо делать (учить уроки, заниматься музыкой, есть, чистить зубы и т. п.), то его необходимо заставить.

Заставить ребёнка, конечно, можно, только будет ли от этого польза? Вот что пишет в своей книге «Нестандартный ребёнок» известный психолог Владимир Леви:

«За годы врачебной практики я вплотную узнал не одну сотню людей, маленьких и больших, которые:
– не здороваются,
– не умываются,
– не чистят зубы,
– не читают книги,
– не занимаются (спортом, музыкой, ручным трудом, языком, … самоусовершенствованием включительно),
– не работают,
– не женятся,
– не лечатся,
– и т. д. и т. п. – ТОЛЬКО ПОТОМУ, ЧТО ИХ К ЭТОМУ ПРИНУЖДАЛИ. И приблизительно столько же тех, которые, УВЫ, (поставьте любое нежелательное действие или привычку) – ТОЛЬКО ПОТОМУ, ЧТО ИМ ВНУШАЛИ НЕ ДЕЛАТЬ ЭТОГО».

Некоторые люди, имеющие музыкальное образование, очень редко играют на своих музыкальных инструментах, объясняя это тем, что им не нравится играть по той простой причине, что в детстве их ЗАСТАВЛЯЛИ заниматься музыкой.

Фраза «Дети – это цветы жизни», стала уже банальной, её повторяют к месту и не к месту. Но почему-то мало кто вспоминает о том, что раз «дети – цветы», то и обращаться с ними нужно, как с цветами. А хоть один цветовод использует насильственные методы при выращивании цветов? Почему же мы используем такие методы в воспитании детей?

Для цветов (читайте – детей) чрезвычайно важно гармоничное сочетание четырёх начал: Земли, Воды, Воздуха и Солнца.

  • Земля – опыт души, который уже есть у ребёнка.
  • Вода – знания о жизни в этом мире, которые родители передают ребёнку (помогают ему вспомнить то, что он и так знает).
  • Солнце – родительская любовь, согревающая ребёнка.
  • Воздух – это свобода (и главное – свобода выбора).

Как видите, методам принуждения здесь нет места. Однако многие родители заметят:

«Рассуждать мы все умеем, но как поступать, если мы видим, что ребёнку нужно что-либо делать (например, чистить зубы), а он этого не хочет. Хочешь не хочешь, приходится заставлять».

Звучит резонно, однако в большинстве случаев можно обойтись без принуждения. Это гораздо труднее, чем прикрикнуть на ребёнка или пригрозить ему. Для этого нужно проявить и артистизм, и фантазию, и хитрость и, наверное, ещё многое другое. И тогда можно сделать так, что ребёнок САМ захочет делать то, что вы считаете для него нужным.

Можно ли заставлять ребёнка что-либо делать, если он этого не хочет?

People photo created by prostooleh — freepik.com

Оговоримся, что обойтись вообще без мер принуждения по отношению к ребёнку, наверное, невозможно. Но использование этого метода должно уменьшаться по мере взросления ребёнка. Младенцу не объяснишь, что его нужно облить холодной водой для того, чтобы он был здоров, и это, действительно, выглядит как насилие. Но ребёнку постарше это объяснить можно, и заставлять его обливаться помимо его воли небезопасно прежде всего для его же здоровья. Полное же прекращение использования мер принуждения по отношению к ребёнку должно наступить, когда у него разовьётся самосознание: у кого-то в 7 лет, а у кого-то в 15 (это во многом зависит от воспитания).

Вывод из вышесказанного следующий: лучше не принуждать детей или делать это крайне редко – когда все другие средства исчерпаны. Однако всегда следует стремиться обойтись без насилия.

©