Михаил Пуговкин, настоящая фамилия – Пугонькин, родился 13 июля 1923 г. в селе Рамешки Чухломского района Костромской области в бедной крестьянской семье. Был он третьим сыном в семье, дома и в селе его ласково называли Минькой.
Уже тогда Минька проявлял свой актерский талант на деревенских свадьбах и праздниках — пел, выступал с прибаутками, лихо отплясывал цыганочку, барыню и русскую полечку. И никто тогда не мог и подумать, что этот маленький паренек с задорной мордашкой станет Народным артистом СССР. Перед войной семья переехала в Москву, родители хотели дать детям хорошее образование и вырвать их из тягот сельской жизни.
В Москве Михаил Пуговкин трудился вместе с братьями на тормозном заводе электромонтером. Все любили его за веселый характер и смекалку. А после работы он занимался в драматическом кружке в Клубе имени Каляева. На репетиции бежал, позабыв обо всем. Встреча с художественным руководителем клуба народным артистом РСФСР А.П. Шатовым, стала для парня судьбоносной. Опытный мастер распознал в парне природный артистический дар. Он же и поручил Пуговкину главную роль купца Большого в пьесе А. Островского «Свои люди – сочтемся», когда заболел основной исполнитель. Актер за одну ночь выучил не только свою роль, но и всю пьесу.
В этом спектакле его и заметил заслуженный деятель искусств РСФСР Ф.М. Каверин, который возглавлял тогда Московский драматический театр. Он заинтересовался им, был поражен игрой молодого паренька. И вот он подарок судьбы – Михаила Пуговкина пригласили в профессиональный театр. Несмотря на то, что у него не было даже специального образования, юноша не затерялся среди мастеров.
Начинал Пуговкин с эпизодических ролей. Работал он много и упорно. Пришлось приложить не мало усилий для улучшения дикции. И с этой задачей артист успешно справился, заслужив тем уважение Ф.М. Каверина. Вскоре игрой Михаила Пуговкина стали восхищаться зрители, о нем начала писать пресса.
В кино Пуговкин дебютировал в канун Великой войны. Известный режиссер Г.А. Рошаль предложил ему сняться в роли Степаши в картине «Дело Артамоновых». На пробах Рошаль спросил, сможет ли он петь, плясать, играть, и на все был один ответ: «Могу!» «Вот молодость! Что ж, будем его снимать», – сказал Рошаль. А в роли молодой певицы в этом фильме дебютировала Любовь Орлова. Картину не успели озвучить, началась война.
Вслед за отцом и братьями Михаил Пуговкин ушел на фронт. Попал в стрелковый полк разведчиком. Прошел через кромешный ад без единой царапины на Смоленщине, а вот под Ворошиловградом получил ранение в ногу. Началась гангрена, в госпитале его готовили к ампутации. Ему удалось упросить главного хирурга полевого госпиталя: «Доктор, нельзя мне без ноги, я же артист!».
Болезнь отступала медленно, лечение длилось долго. Выздоравливая, вспоминая свою трехлетнюю творческую деятельность, Михаил Пуговкин подумал: не прожить ему без сцены, без съемочной площадки. После увольнения в запас добрался до Москвы, пришел в единственный действовавший в то время театр драмы под руководством главного режиссера народного артиста РСФСР Н.М. Горчакова, сегодня это Театр имени В. Маяковского. Константин Симонов был заведующим музыкальной частью, а ведущими артистами – Валентина Серова и Ростислав Плятт. В театре в то время репетировали пьесу «Москвичка», и Пуговкин сразу же получил в ней роль. Успех постановки был огромный.
В 1943 году в самый разгар войны в Москве при МХАТе открылась Школа-студия В.И. Немировича-Данченко, которую возглавил режиссер В.Г. Сахновский. Михаил Пуговкин решил, что актерское образование ему необходимо…
И вот — экзамен. В приемной комиссии В.И. Качалов, И.М. Москвин, Н.П. Хмелев, А.К. Тарасова, А.И. Грибов… Просмотрев документы Михаила Пуговкина, Москвин удивленно воскликнул: «Вы – артист! Уже артист! И хотите учиться? К тому же у вас три класса образования!». Несмотря на огромное волнение и отсутствие аттестата об образовании, Михаил Пуговкин благополучно сдал вступительные экзамены, и был зачислен в школу-студию одним из первых.
Опытный мастер Москвин был уверен в успехе талантливого юноши, не скрывая, боготворил студента Пуговкина, который учился с большим удовольствием, с радостью играя все порученные роли. Сокурсниками Михаила Пуговкина были: Владлен Давыдов, Алексей Покровский, Игорь Дмитриев, Андрей Гончаров, Владимир Трошин, Ирина Скобцева.
Активно снимался Пуговкин и в кино. В 1943 году он сыграл небольшую роль солдата Феди в фильме В. Петрова «Фельдмаршал Кутузов», год спустя снялся в фильме И. Анненского «Свадьба» по А.П. Чехову. Сцена была с танцем, снимали много дублей. Раненая нога болела и кровоточила, но артист старался двигаться легко и плавно. Работа в картине запомнилась ему партнерством с Фаиной Раневской, Эрастом Гариным, Зоей Федоровой.
Особенно активно Пуговкин начал сниматься с 1952 года. За восемь лет Михаил Пуговкин снялся в 16 картинах! «Адмирал Ушаков», «Солдат Иван Бровкин», «Земля и люди», «Олеко Дундич».
Фильм «Адмирал Ушаков» снимался в Ялте. Тогда Михаил Пуговкин впервые увидел море. Оно его поразило. Примечательно, что большинство фильмов, в которых снялся Михаил Пуговкин, снимали или в Ялте, или в Севастополе. Играл моряков, боцманов, морских офицеров. Входя в образ, ходил в тельняшке, стоял на вахте, драил палубу. Дружба актера с моряками продолжается до сих пор.
После выхода фильма «Адмирал Ушаков» пресса, критики дружно отмечали: «Так искренне и неподдельно может играть только талантливый, одаренный природой актер». Незаурядная внешность Михаила Пуговкина говорила сама за себя. И пошли у актера одна за другой комические роли, и в каждой из них он был великолепен и неповторим. Много позже режиссеры рассмотрят в нем новые, совершенно иные свойства, которые позволят ему играть роли противоположного жанра.
«Звездной» ролью Михаила Пуговкина стала роль бывшего матроса Захара Силыча в фильме режиссера Ивана Лукинского «Солдат Иван Бровкин». К Пуговкину пришла настоящая слава. В прокате картина собрала миллионы зрителей. На волне этого успеха было снято продолжение — «Иван Бровкин на целине». И вновь аншлаг! А когда снимали картину «Иван Бровкин на целине», прежде чем начать обедать, артисты должны были выловить мух из тарелки. Разве это можно забыть? Вряд ли.
В 1958 году на экраны вышел фильм Станислава Ростоцкого «Земля и люди», где Михаил Пуговкин колоритно сыграл Гришку Хвата, типичного единоличника из села, не желающего работать на колхоз. Хват еще не уголовник, а вот Софрон Ложкин– закоренелый преступник со стажем, из фильма Досталя «Дело пестрых». Роль исполнена великолепно, хотя в преступной среде актеру «вращаться», разумеется, не приходилось. Ложкин не был главным персонажем фильма, но Пуговкин сыграл его очень выпукло, поэтому внимание зрителя оказалось приковано именно к нему. Его фигура заслонила других героев картины.
Одну из лучших своих работ в кино роль Яшки-артиллериста Пуговкин сыграл в 1967 году в фильме Андрея Тутышкина «Свадьба в Малиновке». И что самое поразительное, та роль состояла всего из двух больших эпизодов: сцены с сапогами и танца «в ту степь». Однако прекрасная игра актера сделала эти сцены центральными. В прокате фильм «Свадьба в Малиновке» занял одно из ведущих мест.
Пока снималась «Свадьба в Малиновке», почти два года, артисты жили в деревне Лубны — это где-то между Полтавой и Киевом. Приходили со съемок — Пуговкин, Зоя Федорова, Николай Рыбников, — садились под яблонями, пили чай со свежим вареньем из малины, Рыбников брал гитару, и все пели песни. Чудное время! А какие украинские борщи варила артистам хозяйка! А чтобы борщ получился наваристым, хозяйка бросала в кастрюлю целого петуха.
В пору творческой зрелости Пуговкин встретился с Леонидом Гайдаем. Их счастливое сотрудничество продолжалось долгие годы. Потрясающий успех у зрителей имели образы прораба – перевоспитателя («Операция “Ы” и другие приключения Шурика»), отца Федора («12 стульев»), режиссера Карпа Савельевича Якина («Иван Васильевич меняет профессию», Сан Саныча Мурашко («Спортлото-82»), полицмейстера («За спичками»), Горбушкина («Не может быть!».
Когда Леонид Гайдай, решил снимать Пуговкина в роли режиссера Якина в комедии «Иван Васильевич меняет профессию», комиссия «Мосфильма» категорически не хотела утверждать кандидатуру актера. Мол, не может быть у «режиссера» такое «неинтеллигентное лицо». Интеллект-то где? Они же не знали, что интеллект артист «всегда носит с собой. У него даже специальная сумочка для этого есть».
Режиссер-сказочник Александр Роу высоко ценил народно-смеховой комизм и острохарактерность Михаила Пуговкина. Миллионам детей нескольких поколений доставила огромную радость его работа в фильмах-сказках: «Илья Муромец», «Огонь, вода и медные трубы», «Варвара-Краса, длинная коса», «Финист — Ясный Сокол», «Новые приключения капитана Врунгеля»… В сказках особенно ярко раскрывалось актерское дарование Пуговкина. Насколько разные его персонажи: то глуповатый, чванливый король, то отважный, с душой нараспашку воевода, то хитрый, изворотливый атаман!
Актерское качество Михаила Пуговкина отмечал и Сергей Бондарчук. Однажды, уже под конец жизни, он сознался Михаилу Ивановичу, что ошибся с ролью Некрасова в фильме «Они сражались за Родину», – надо было снимать Пуговкина, а Юрию Никулину нашлась бы другая роль.
Режиссер Михаил Ромм в молодом актере увидел не только нужный типаж, но и талант, редкую для молодых актеров способность совершенно естественно держаться перед камерой. Именно он сказал ему важную фразу: «Думаю, если будете много работать, то годам к 50 полностью оформитесь. Тогда вас будет еще интереснее снимать».
Его слова оказались пророческими: после пятидесяти на актера роли посыпались, как из рога изобилия. Помимо уже упомянутых ролей в сказках Роу и комедиях Гайдая, следует отметить: жестокого Гаера Кулия из экранизации романа Каверина «Два капитана», старого актера и любящего отца Михайло Лисичкина из мюзикла «Ах, водевиль, водевиль…», Рэберна из приключенческого фильма «Клуб самоубийц».
Когда-то в молодости цыганка нагадала Михаилу Пуговкину три брака. Он, конечно, не поверил, но жизнь показала: цыганка была права.
В 1947 году Пуговкин женился на своей сокурснице, ныне заслуженной артистке РСФСР Н.В. Надеждиной. У них родилась дочь Елена, проживающая сегодня с мужем и сыном Михаилом в Москве. С Надеждиной они прожили 12 лет, затем семейная жизнь дала трещину, они разошлись. С дочерью и внуком у Михаила Ивановича добрые отношения. Надеждина перед своим бенефисом в Омском академическом театре прислала Михаилу Ивановичу приглашение и теплое письмо.
После развода, продав свои единственные лайковые перчатки, Пуговкин купил себе билет до Москвы, и уже в вагоне на замерзшем стекле написал: «Михаил Иванович, ты начинаешь новую жизнь». Но бурная холостяцкая жизнь продолжалась недолго. В 1961 году Михаил Пуговкин женится во второй раз, на актрисе Москонцерта Александре Лукьянченко. Этот брак тогда многих удивил. Например, Марка Бернеса. Михаил Пуговкин дружил с Марком Бернесом, они вместе ездили на гастроли, участвовали в концертах. Бернес ласково называл его – «крестьянин». А тут этот крестьянин женился на эстрадной приме.
Михаил Иванович и Александра Николаевна прожили счастливо. «Мы жили, душа в душу все 32 года, — вспоминал Михаил Иванович. — Всем, что во мне есть хорошего, я обязан ей». В доме всегда царили уют и порядок, творческая атмосфера. И горе – в 1991 года Александра Николаевна ушла из жизни. Михаил Иванович тяжело переживал потерю. И когда его пригласили в Ялту на озвучивание фильма «Болотная стрит», в котором он играл коменданта дома, – согласился сразу.
Приехал Пуговкин в Ялту для работы над фильмом, да так и остался там. В Ялте он познакомился с сестрой своего друга, актера Юрия Медведева – Ириной Константиновной. Со временем они стали работать вместе, Михаил Иванович чувствовал во всем большую заботу. С тех пор Ирина Константиновна стала его менеджером, администратором, продюсером, близким другом и любимой женой.
Поражало удивительное сходство четы Пуговкиных: оба такие добрые, упитанные, курносые… Супруги Пуговкины продали подаренную правительством Москвы квартиру в центре столицы и на эти деньги приобрели в более спокойном районе города — Сокольниках, двухуровневое жилье в 16-этажной высотке. Сами жили на втором этаже, а на первом Ирина Константиновна организовала, ни много, ни мало, музей мужа, под официальным названием «Киноцентр Михаила Пуговкина».
Здесь под стеклом лежат зачетная книжка и военный билет Пуговкина, масса других документов и наград актера: грамоты, ордена, медали.… А вот на стенде фотография большой семьи Пуговкиных. У Михаила Ивановича пятеро детей, двое сыновей и три дочери, и семь внуков.
И киношная корона, в которой Пуговкин играл сказочного короля, тоже нашла свое место. А на стенах развешены фотографии, много фотографий, собранные все той же Ириной Константиновной в архивах киностудий. Здесь совсем еще юный Пуговкин в своем первом фильме «Дело Артамоновых», а вот боцман Захар Силыч из «Солдата Ивана Бровкина», отец Федор из «12 стульев», жулик из «Спортлото-82», а дальше Пуговкин — Яшка-артиллерист из «Свадьбы в Малиновке», прораб из «Приключений Шурика», капитан Врунгель, царь из сказок режиссера Роу…
25 июля 2008 года известный российский актер Михаил Пуговкин скончался на 86-ом году жизни. Сказалось многолетнее заболевание сахарным диабетом, плюс возраст (13 июля актеру исполнилось 85).
За годы творческой карьеры актер снялся в 101 кинофильме.
Вот лишь некоторые его роли :
Кубанские казаки(1949 г.) — коневод / комбайнер
Максимка(1952 г.) — Артюхов
Верные друзья(1954 г.) — заведующий клубом водников
Солдат Иван Бровкин(1955 г.) — Захар Силыч
Девчата(1961 г.) — комендант общежития
Операция «Ы» и другие приключения Шурика(1965 г.) — Павел Степанович прораб строительно-монтажного управления
Огонь, вода и… медные трубы(1967 г.) — Царь
Свадьба в Малиновке(1967 г.) — Яшка-артиллерист
12 стульев(1971 г.) — отец Фёдор
Иван Васильевич меняет профессию(1973 г.) — Карп Савельевич Якин кинорежиссёр
Не может быть!(1975 г.) — Горбушкин
Два капитана(1976 г.) — Гаер Кулий
За спичками(1980 г.) — полицмейстер
Спортлото 82(1982 г.) — Сан Саныч Мурашко
Приказано взять живым(1984 г.) — Михаил Иванович Рябоконь старшина заставы
Визит к Минотавру(1987 г.) — Степан Андреевич Мельник мастер — «золотые руки»
Болотная street, или Средство против секса(1991 г.) — Федор Иванович — управдом
Старые песни о главном — 3(1998 г.) — Карп Савельевич Якин кинорежиссёр
Бриллианты для Джульетты(2005 г.) — дед Миша