Перед любым путешествием желательно получить
основные сведения о посещаемой стране. Например, информация о городском
метрополитене упростит передвижение и сэкономит средства. В нашей статье мы
расскажем все, что нужно знать туристу о метро Стамбула.

График работы метро Стамбула

Начало отправления
поездов приходится на 6:00 утра. Это время может меняться в зависимости от
ветки. Метро завершает работу в 00:00.

Важно.
Точный график прихода и отхода поездов размещен на сайте метро Стамбула. Время
прибытия до конкретной станции размещено в разделе Timetables.

Ночью поезда не ходят,
так как проводятся технические работы. В основном они выполняются на дорожных
путях. Еще одна причина – низкий поток пассажиров в ночное время.

В выходные дни и по праздничным датам метро работает
круглые сутки. Однако из-за пандемии власти отменяли рейсы в ночное время до
особого распоряжения.

Важно. Все сведения
об отмене рейсов, продлении графика и других корректировках находится в
социальных сетях метро и официальном сайте.

Особенности метро в Стамбуле: как не потеряться

Метрополитен в Стамбуле появилось недавно, оно
постоянно расширяется. Полноценное открытие состоялось только в сентябре 2000
года. Однако его строительство началось в 1988 году, несколько станций
заработали спустя год.

Впервые о возведении метрополитена заговорили в 1875
году. Тогда в городе построили железнодорожную дорогу, чья протяженность
составила 600 метров. Она соединяет два района – Galata и Karaköy. Однако
всерьез развитием проекта не занимались до наступления 21 века.

Карта метро
Стамбула 2022 года включает 7 веток. В европейской части находятся
5 линий, а в азиатской части только 2. В 2023 году общая длина всех путей
составит 625 км. В местном метрополитене действуют 90 станций, но каждый год их
число увеличивается. Большая часть маршрутов пролегает под землей, но есть и
несколько наземных. 

Схема линий метрополитена в городе

Схема метро
Стамбула
на 2022 год насчитывает 7 веток. Власти спроектировали многие станции так,
чтобы посетители сразу оказывались в вестибюле. Переходить дополнительно улицы
не требуется. В вестибюле находятся турникеты и автоматы по продаже билетов.
Чтобы подойти к вагонам, пассажиры должны преодолеть зону контроля.

Ряд станций соединены с соседними постройками.
Например, торговыми центрами и бизнес-центрами. Некоторые станции снабжены
траволаторами.

Среди основных линий следующие:

  • M1A Yenikapı — Atatürk Havalimanı

Считается первой железнодорожной веткой
метрополитена в Стамбуле. Обычно туристы используют ее для поездки из аэропорта
в центр. Она начала работать с 1989 года, а ее расширение было закончено только
2014 года. На карте метрополитена ветка обозначена красным цветом.

Общая протяженность линии составляет 21 км. На ветке
находится 18 станций, а время в пути составляет примерно 35 минут. Ежедневно
линией пользуются до 400 тысяч пассажиров, а число поездок в одну сторону –
169. В пиковые часы временной интервал между поездками составляет 6 минут.

  • M1B Yenikapı –Kirazlı

Эта линия эксплуатируется вместе с первой веткой. На
станции Otogar M1B отделяется от M1A, пролегает в западном направлении – на
этом отрезке еще 4 станции. На карте
метро Стамбула линия отмечена красным цветом.

Длина ветки составляет 14 км, а общее число станций
равняется 13. Время, уходящее на путь – 25 минут. Интервал между поездками
составляет 4 минуты. Каждый день ветка пропускает до 400 тысяч пассажиров, а
общее число поездок – 168.

  • M2 Yenikapı-Hacıosman

Власти начали строить ветку еще в 1992 году, а
последние работы завершились в 2014 году. Туристы используют эту линию, чтобы
доехать до знаменитой площади Таксим. На карте метро она выделена зеленым
цветом.

Общая длина линии составляет 23,5 км, а на путь
уходит примерно 31 минута. Число станций, расположенных на ветке – 16. Ежедневно линией
пользуются 320 тысяч пассажиров, а общее число поездок в одну сторону
составляет 225. Время движения колеблется в зависимости от маршрута: от 2,5 до 9
минут.

  • M3 Kirazlı-Olimpiyat-Başakşehir

В Стамбуле
метро схема включает и молодые ветки, эта линия выделяется синим. Ее
строительство было начато в 2006 году, а завершилось оно в 2013 году.
Протяженность линии составляет 15,9 км, а общее число станций – 11.
На путь уходить 20 минут, а интервал движения поезда составляет 3 минуты. Ветка
провозит до 70 тысяч пассажиров за час.

  • M4 Kadıköy-Tavşantepe

Линия открывалась поэтапно: первая часть стала
доступна в августе 2012 года, а вторая – в октябре 2016 года. Считается
самой длинной и молодой веткой, на которой расположено наибольшее число
станций. На схеме выделяется розовым оттенком.

Наибольшая длина составляет 26 км, а число остановок

19. Максимальная пропускная способность ветки примерно 70 тысяч за час. На
дорогу уходит 82 минуты, а временной интервал в час пик – 4 минуты.

  • M5 Üsküdar-Yamanevler

Метро в
Стамбуле включает ветки, которые еще не окончательно
достроены. Открытие М5 пришлось только на декабрь 2017 года. На карте она
выделена фиолетовым цветом. Сейчас длина ветки составляет 10,5 км, а когда
строительство будет закончено протяженность станет 17,8 км.

Число действующих остановок –
9, а после открытия линии их станет 16. Каждый день веткой пользуются 100 тысяч
человек, а общее число поездок составляет 288. На дорогу уходит 20 минут, а
когда все работы закончатся – 32 минуты. Интервал движения в часы
наибольшей загрузки составляет 8 минут.

  • M6 Levent-Boğaziçi Ü./Hisarüstü

Самая короткая линия метрополитена Стамбула работает
с апреля 2015 года. На карте она выделен коричневым цветом. Общая протяженность
ветки составляет 3,3 км, а количество остановок – 4. Каждый день по линии
проходит до 156 поездок в одну сторону. Время, затрачиваемое на дорогу,
составляет 7 минут. В пиковые часы частота движения 5
минут.

  • M7 Mecidiyekoy — Mahmutbey Metro
    Line

Карта метро
Стамбула включает полностью автоматические перевозки, где
водитель не задействуется. Она находится в европейской части города. Ветка
соединяет следующие районы: Шишли, Кагытхане, Эйюп, Газиосманпаша, Эсенлер и
Багджылар.

Сейчас строительство еще не завершено, но после
открытия ветка пройдет через Бейоглу и Бешикташ. Линия будет обслуживать
территорию, на которой живут примерно 3 млн. человек. Власти планируют, что
каждый день 300 вагонов беспилотного типа станут переправлять до 1 млн.
пассажиров.

В 2022 году на ветке располагалось 15 остановок. А
их длина составляет 18 км, частота движения в часы пик – 5
минут. Время, уходящее на поездку – 32 минуты. На схеме она выделена
светло-розовым оттенком.

·       
M11 Gayrettepe —
Istanbul New Airport — Halkalı

Еще одна
новая ветка только строится. После открытия, она соединит Новый аэропорт
Стамбула в городе
Арнавуткёй и район Левент. Последний считается основным коммерческим центром
города. Эта ветка отличается от других, большим удалением будущих остановок друг
о друга.

Разница
становится заметна при приближении к юго-восточному концу линии. Там в
городской зоне Стамбула расположено две остановки – Kağıthane в районе Кягытхане и
Gayrettepe в районе Шишли. Ветка будет проходить через 3 района: Шишли, Эюп, Арнавуткёй. Она будет
состоять из двух линий: одна от Гайреттепе до аэропорта, другая от Халкалы до
аэропорта. В перспективе общий пассажиропоток за год составит 94 млн. человек.

Стоимость проезда в метро

Проезд оплачивается
через жетоны, билеты или транспортные карты. Все перечисленное доступно в
специальных киосках и терминалах. Они находятся на остановках, станциях,
аэропортах и вокзалах.

Разовая поездка

Проехать в метро Стамбула один раз
выгодно по жетону. Его стоимость составляет 5 tl, он продается на любой станции
метро. Еще их легко приобрести в автоматах, на которых написано Jetonmatik.

Важно.
Автоматы принимают в оплате лишь наличные.

Другой удобный способ
оплаты – билеты. Их можно купить на разное количество поездок: от 1 до 10. Их
цена варьируется от 7 до 40 лир.

Многоразовая с картой

Туристам, приехавшим в Стамбул на длительный срок,
больше подойдет проезд со специальной картой. Есть два варианта:

  1. Mavi
    Kart («Синяя карта»)

По ней максимальное количество поездок составляет
180. Ее цена – 205 tl. Поэтому одна поездка на метро выходит в 4,5 раза, чем
при покупке жетона.

  • Универсальная
    электронная карта Istanbulkart

Ею активно пользуются местные жители, но иностранцы
обычно о ней не знают. Главное ее преимущество – проезд на разных видах
общественного транспорта.

Среди них:

  • Автобусы
  • Трамваи
  • Фуникулеры
  • Электрички Мармарай
  • Метробусы
  • Паромы

Стоимость самой карты составляет 6 tl. Она
пополняется в специальных терминалах. Сумму за карту легко вернуть, если
обратиться в государственные точки продаж билетов. Поэтому иностранцам карта
Istanbulkart более выгодна. Если платить ею, то стоимость за одну поездку будет
3,5 лиры.

Важно. Если
пересаживаетесь с одной ветки на другую, то потребуется дополнительно
заплатить. Вход на каждую линию закрыт турникетом, поэтому использовать карту
придется.

На смену веток действуют свои тарифы:

  • 1-й
    переход – 1,85 tl
  • 2-й переход – 1,40 tl
  • 3-й,
    4-й и 5-й переход с линии на линии – по 0,90 tl за каждую смену

Цены на проезд по ветке Marmaray и другим станциям

Метро Стамбула на
линии Мармарай имеет ряд ценовых особенностей. Цена за проезд сформируется в
зависимости от количества преодоленных станций. За 7 придется заплатить 3,5
лиры. А дальше сумма будет рассчитываться из пройденного расстояния.
Максимальная стоимость проезда составляет 7,75 лир.

При поездках на Мармарай необходима внимательность.
Когда подойдете ко входу в вагон, прикоснитесь к турникету картой. Система
сразу спишет максимальную сумму в 7,75 лир. Чтобы сэкономить, нужно на выходе
из подземки вернуть остаток средств. Когда выйдете за турникет, подойдите к
автомату. Приложите к одному из них карту, чтобы вернулась разница между
максимальной суммой и фактической.

Важно. Если пассажир
забудет воспользоваться автоматом, то заплатит за максимальный тариф. Деньги в
автоматическом порядке не вернуться на карту.

Если человек с другой линии перешел на Мармарай, то
он заплатит только 3,5 лиры. Причем независимо от количество преодоленных
станций. Возврат делать в таком случае не требуется.

Куда идти, если потерялся в метро?

Если схема метро Стамбула не помогла сориентироваться внутри подземки,
то обратитесь за помощью сотруднику. В любой экстренной ситуации стоит
обращаться к работникам метрополитена. Они помогут сориентироваться. 

Важно. Если заметите
подозрительную посылку или кто-то упал на рельсы, сразу зовите на помощь
сотрудника метро.

Можно ли в стамбульском метро провозить животных?

В подземку допускается входить с небольшими
животными, если они находятся в клетке. Запрещена перевозка ядовитых змей и
других опасных животных. С крупными собаками тоже входить в метро нельзя.

Важно. С
собаками-поводырями посещать подземку разрешается.

Меры контроля безопасности в стамбульском метро

Руководство стамбульского метро предупреждает посетителей о необходимости
иметь при себе паспорт. Турецкая полиция проверяет посетителей при входе в
подземку в выборочном порядке. Все пассажиры проходят сквозь рамку
металлоискателя.

Важно. Весь крупный
багаж необходимо провести через сканер безопасности.

Метро Стамбула включает большое количество только строящихся
веток. Действующих сейчас только 7, на остальных ведутся работы.
Путешественнику выгоднее всего пользоваться универсальной картой Istanbulkart.
Ей легко платить за любой транспорт: от наземного до подземного.

Вдобавок стоимость карты легко возместить, когда
придет время уезжать. При посещении не забудьте взять с собой паспорт, так как
метисная полиция его нередко проверяет. Если потеряетесь, обратитесь за помощью
к сотруднику метрополитена.

Сообщение Метро Стамбула: стоимость, схема линий и пополнение карты

©