Ктo пpидумaл, и чтo нa caмoм дeлe oзнaчaют нoты?

Изобретение письменности позволило накапливать и передавать грядущим поколениям мысли, идеи и впечатления. Другое изобретение, не менее великое, нотная запись, позволило передавать потомкам звуки, музыку.

Оба этих изобретения являются одними из важнейших, фундаментальных открытий в истории развития человечества, которые по значимости можно сравнить с добыванием и использованием огня.

Всем известные — До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си — как они появились, и что вообще обозначают эти буквы?

Изобретателем всемирно известной нотной грамоты считается монах-бенедиктинец, теоретик музыки и педагог Гвидо Аретинский (Гвидо д’ Ареццо 990−1050), живший в небольшом городке Ареццо, неподалеку от Флоренции.

В здешнем кафедральном соборе брат Гвидо обучал певчих исполнению церковных песнопений. Дело это было нелегким и долгим. Все знания и умения передавались устно в непосредственном общении. Певчие под руководством преподавателя и с его голоса последовательно разучивали каждый гимн и каждое песнопение католической мессы. Поэтому полный «курс обучения» занимал около 10 лет.

Памятник Гвидо Аретинскому в Ареццо (1882)

Однажды, стараясь придумать более легкий способ заучивания незнакомых мелодий для песнопения, Гвидо придумал систему сольмизации на основе акростиха молитвы к Иоанну Крестителю:

Каждой из семи нот октавы Гвидо дал название: ut, re, mi, fa, sol, la, si. Это — первые слоги гимна св. Иоанну. Каждая строка этого гимна поется на тон выше предыдущей.

— UT queant laxis

— REsonare fibris

— MIra gestorum

— FAmuli tuorum

— SOLve polluti

— LAbii reatum

— Sancte Ioannes

(В переводе с латинского: «Чтобы слуги твои голосами своими смогли воспеть чудные деяния твои, очисти грех с наших опороченных уст, о, Святой Иоанн»)


Названия всех нот, кроме первой, заканчиваются на гласный звук, их удобно петь. Слог ut – закрытый и пропеть его подобно прочим невозможно. Поэтому название первой ноты октавы, ut, в шестнадцатом веке заменили на do (скорее всего, от латинского слова Dominus – Господь).

Современная интерпретация названий нот выглядит так:

— Do – Dominus – Господь;

— Re – rerum – материя;

— Mi – miraculum – чудо;

— Fa – familias рlanetarium – семья планет, т.е. солнечная система;

— Sol – solis – Солнце;

— La – lactea via – Млечный путь;

— Si – siderae – небеса.

Изобретя ноты, Гвидо обучил своих учеников этой своеобразной азбуке, а также научил их петь по нотам. Теперь достаточно было записать этими условными знаками всю мессу, и певчие могли уже сами пропеть нужную мелодию. Отпала необходимость учить каждого каждой песне лично. Гвидо должен был только контролировать процесс. Это позволило значительно сократить время обучения певчих: вместо десяти лет — два года.


Благодаря авторитету Гвидо латинская буквенная нотация утвердилась как общепринятая в западной Европе позже была воспринята в России, в США и ряде других стран, и сохраняет свою актуальность до наших дней.

Помимо всего прочего, Гвидо принадлежит и огромная заслуга в прогрессе письменной части нотной грамоты. Во время выступления хора, Гвидо для указания нот использовал свою левую руку, сгибая суставы пальцев он указывал, какую ноту брать в то или иное время:


Впоследствии, Гвидо начал отмечать звуки нотами (от латинского слова nota – знак). Ноты, заштрихованные квадратики, размещались на нотном стане, состоящем из четырех параллельных линий. Сейчас этих линий пять, и ноты изображают кругом, а не квадратом, но принцип, введенный Гвидо, остался без изменений.





По материалам — ПРИКОЛЬНО

©