Кавалер Ордена Почетного легиона, всеми признанный мастер консервативного стиля и мифологического сюжета — художник Пьер Огюст Кот.
«Молодые уличные музыканты», около 1870, холст, масло
Родился в 1837 году в провинции Лангедок, окончил парижскую Школу изящных искусств, в 1863-м его работы впервые были представлены на Парижском салоне, а впоследствии он и сам стал членом жюри этой престижнейшей выставки. Равно как и «Большой римской премии», давшей путёвку в жизнь множеству замечательных французских живописцев.
«Девушка с корзиной апельсинов и лимонов», 1871, холст, масло
Ура. Самая трудная часть статьи — позади. И теперь, когда любители покритиковать нас за отсутствие биографических данных формально удовлетворены, можно приступать к самому интересному.
«Портрет молодой девушки», холст, масло
Пьер Огюст Кот — виртуоз портрета и изумительный мастер античной стилизации. Занятно, что большинство наших уважаемых коллег не идёт дальше этих ключевых, но ничего не объясняющих фактов творческой биографии маэстро.
«Девочка с куклой», 1871, холст, масло
Юные девы с полотен Кота просто бесподобны. Попеременно исполненных то изящества и грации, то милого лукавства, то чувственности и вызова, всех их роднит общая черта: они чарующе прекрасны. Казалось бы — банальная мысль, не так ли? Но как же так получается, что изображения мифических персонажей и собственных современниц, заведомо различные по антуражу, композиции и даже эмоциональному фону — неизменно притягивают взгляд, вызывают живой зрительский отклик и оставляют впечатление целостных, законченных характеров, «умещающихся» в рамках одного-единственного застывшего на полотне момента?
«Весна», 1873, холст, масло
Вам будет достаточно одного взгляда, чтобы составить собственное мнение о характере героини любого из его произведений. А влекущая красота женских фигур, их «дышащей» нежной кожи, и конечно же блеск девичьих глаз, полностью оправдывающих звание «зеркал души», не оставляют равнодушным уже которое по счёту поколение посетителей парижских, мадридских, нью-йоркских музеев.
«Девушка с бубном», холст, масло
Так в чём же секрет? Неужели только в бережном до скрупулёзности следовании традициям старых мастеров? Конечно же нет. Переосмысление и доведение до совершенства техник полубожественного Рафаэля — необходимое, но недостаточное условие успеха.
«Минутка для размышления, или Офелия», 1870, холст, масло
Всё дело в том, что месье Кот «писал сердцем». Физическое сходство героинь его портретов с реальными моделями — только «первый уровень» произведения. Не цель но средство, «оболочка», в которую мастер помещал образ, или, если угодно, «психологический портрет». Наклон головы, малейший жест, тихий взблеск омутов глаз, в которых явно «водится» гораздо больше интересного, чем стремится показывать обладательница опущенных в ложной скромности ресниц. И не надо быть, физиогномистом чтобы «считывать» эти универсальные «сигналы».
«Буря», 1880, холст, масло
Так же обстоят дела и с крутобёдрыми нимфами или хрупкими наядами, с лёгкими нравом и поступью танцовщицами, или их прямыми антиподами вроде меланхоличных героинь Шекспира. Вне зависимости от того, является ли их красота обжигающе-манящей либо мраморно-холодной, каждый из этих образов заключает в себе одновременно все три аристотелевские догмы убеждения: пафос, этос и логос, воплощённые в масле.
«Портрет молодой женщины», 1869, холст, масло
Благодаря изумительно воссозданной мимике и пластике тела, помноженной на сочетания текстур и полутонов, одни героини работ Кота умеют внушить зрителю нежность и влечение, другие — сострадание; мастерские отсылки к их происхождению, статусу и — как следствие
— преобладающим нравам и «поведенческим моделям» создают у зрителя иллюзию «понимания характера» персонажа.
«Цыганка», холст, масло
А на месте «логоса» выступает композиция, антураж и все те элементы окружения, что дают нам представление о логике событий, запечатлённых на полотне. Они дополняют и завершают собою каждую работу живописца, выстраивая набор эмоционального и рационального в стройный сюжет.
«Дионисия», 1870, холст, масло
Как актуально, без контекстных «костылей» и скидок на разницу эпох смотрятся картины Кота и в наши дни. С этих полотен на нас зачастую глядят образы, рождённые давно ушедшими цивилизациями ещё в дохристианскую эру. И тем не менее, нам ясны как день все те побудительные мотивы, которыми «живут» герои и героини его картин. Это и есть настоящая Классика. Ей не нужно что-то большее чем она сама, чтобы существовать вне времени и быть универсально понимаемой и любимой.
«Купальщица, холст, масло