Кaкoй былa aктpиca Мaйя Булгaкoвa: poкoвaя жeнщинa, cвoдившaя c умa

Майя Булгакова родилась 19 мая 1932 года в селе Буки Киевской области в семье военного. Кроме Майи в семье было трое детей — два брата и сестра. Счастливое детство закончилось 22 июня 1941 года. Отец — Григорий Булгаков ушел на фронт, а вскоре за ним старший сын Борис. Они погибли почти одновременно, в августе 1941 года.

Осиротевшая семья Булгаковых добралась до Краматорска. Здесь жила тетя Майи, работавшая на заводе. Вскоре завод эвакуировали в Сибирь. С заводчанами в эвакуацию в далекий Иркутск поехала и семья Булгаковых. Мама и тетя Майи работали на заводе. Маленькой Майе пришлось дома заменить маму.


Юная Майя Булгакова.

Она варила, стирала, следила за домом. Девочка очень любила петь, ни один концерт в школе или госпиталях не обходился без нее. Вскоре мама заболела и была вынуждена уйти с завода.

По счастью, ей удалось устроиться в кинотеатр «Марат» — сначала билетершей, потом администратором. Радости детей не было предела. Можно было по несколько раз в день смотреть любимые фильмы.

Когда освободили Краматорск, Булгаковы вернулись на родину. Здесь Майя с золотой медалью окончила среднюю школу. Девушка решила поступать во ВГИК. Мать не одобрила выбор дочери, однако мешать ей не стала.

На одном курсе с Булгаковой учились Надежда Румянцева, Изольда Извицкая, Руфина Нифонтова, Юрий Белов…

Майя влюбилась в Анатолия Ниточкина, который учился в том же институте. В дальнейшем он стал кинорежиссером. Через некоторое время молодые люди поженились.

Окончив в 1955 году ВГИК (мастерская Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой), Майя Булгакова стала актрисой театра-студии киноактера.

У Майи и Анатолия в 1956 году родилась дочь Зина. Заниматься воспитанием малышки родителям было некогда. Говорят, что этот брак не оставил романтического следа в жизни Булгаковой, она о нем никогда не вспоминала.

Может потому, что Ниточкин ушел от Майи к другой женщине. Брак расторгли. Мама актрисы забрала четырехмесячную внучку к себе в Краматорск.

Анатолий Ниточкин и Майя Булгакова.

Майя дебютировала в кино в эпизодической роли в фильме «Вольница» (1956), после чего о ней заговорили как о подающей надежды актрисе.

Однако режиссеры не торопились с новыми предложениями, и Булгакова начала петь на эстраде с оркестром Леонида Утесова и даже получила приз на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве в 1957 году. У Булгаковой был превосходный голос и отличные вокальные данные.

Майя Булгакова первая в СССР начала исполнять на сцене песни Эдит Пиаф.

Московский кинофестиваль, 1961 год. Майя Булгакова (вторая слева) с зарубежными актрисами.

В течение десяти лет Булгакова периодически снималась в эпизодических ролях, среди которых встречались весьма удачные. Критика и зрители высоко оценили небольшую, но ярко сыгранную роль Алены в картине Юлии Солнцевой «Повесть пламенных лет», вышедшей на экраны в 1961 году.

Майя Булгакова не обладала какими-то выдающимися внешними данными, и все же притягивала к себе мужчин, как магнит. Они возгорались к ней пламенной страстью и уже не могли выбраться из этого наваждения.

В Москве молодая актриса познакомилась с молодым режиссером Алексеем Габриловичем. Они оба жили у метро «Аэропорт». Он был единственным сыном известного киносценариста. Алексей был блестяще образован — яркий представитель «золотой молодежи», стиляга, избалованный женским вниманием.

Его первой женой была красавица-актриса Татьяна Бестаева. С Татьяной у них детей не было.

Майя Булгакова.

В Майю он влюбился с сумасшедшей страстью, его не смутило то, что женщина была почти на пять лет старше.


Его любимые женщины были все одного типа — зеленоглазые блондинки. Она сразила его тем, что после любовного свидания вскочила в пять утра, приготовила ему завтрак, погладила брюки и умчалась на работу.

Их роман длился пять лет. Градус отношений в паре всегда зашкаливал — ссорились, мирились, уходили друг от друга. Алексей был очень ревнивым, считал, что мужчине позволено все, а своей женщине не мог простить даже малейшего флирта.

Габрилович, не имевший в первом браке детей, почему-то был уверен, что бесплоден. Когда Майя забеременела, он заявил: «Это не мой ребенок!» Услышать такое женщине было ужасно обидно. Он категорически не хотел появления на свет ребенка, вплоть до разрыва отношений с Майей. Для нее вопрос аборта не стоял. Она решила рожать, а Алексей ушел из ее жизни.

Алексей Габрилович, Майя Булгакова с дочерью Марией.

Будучи беременной, на съемках Майя познакомилась с режиссером Александром Суриным, сыном директора «Мосфильма». И тут опять разгорелись нешуточные страсти.

Сурин влюбился без памяти, его не испугало наличие у невесты девятилетней дочери и «интересного» положения. Родители отговаривали Александра от опрометчивого шага, они были категорически против из брака.


Говорят, Сурин пригрозил, что покончит с собой, если не женится на Майе.

Александр Сурин и Майя Булгакова.

Свадьба состоялась. Родившуюся в 1965 году от Габриловича дочь записали в свидетельстве о рождении как Сурину Марию Александровну.

А Габрилович, узнав о рождении дочки с друзьями бурно отпраздновал событие в ресторане Дома кино. Вечером он все-таки подъехал к роддому, чтобы в окошко посмотреть на новорожденную дочь.

Узнав, что Майя очень быстро попыталась его забыть и вышла замуж, он страшно обиделся.

Майя с дочкой.

Накал страстей подогревало то, что Габрилович и Булгакова жили напротив друг друга. Бывало так, что Сурин под ручку с Майей гулял с коляской, где мирно спал ребенок Габриловича, а Габилович выгуливал очередную даму сердца.

Все это время Габрилович звонил и регулярно обозначался в Майиной жизни, ревновал и пытался вернуть. Надо ли говорить, что в такой обстановке брак Булгаковой с Суриным продлился чуть больше года.

Когда малышке Маше было несколько месяцев, Майю пригласила на съемки в Феодосию режиссер Лариса Шепитько. После десятилетия простоя и эпизодов это была первая крупная работа актрисы в кино.

За это время Булгакова сыграла солдатку Агриппину в исторической ленте «Хождение по мукам», Клаву в лирической экранизации «Первое свидание», Лизу в комедии «Ход конем» и несколько других ролей…

«Крылья» снимали в Феодосии в 1965-1966 годах. Булгакова блестяще создала образ бывшей летчицы Надежды Петрухиной, ставшей после войны директором ремесленного училища.

Майя Булгакова в фильме «Крылья».

Народная артистка РФ Тамара Петровна Семина вспоминала: «Лариса Шепитько ее вознесла, единственный режиссер, который дал ей главную роль в фильме «Крылья». А как она сыграла!!! Вообще все ее знали как удивительную актрису. Но и она посылала всех будь здоров. Как она пела, какая там, к черту, Эдит Пиаф. Если бы ей дали запеть с экрана, Пиаф на родине называли бы французской Майей Булгаковой. Такого драматизма, такого трагизма актриса — глыбина».

Майя Булгакова.

Однажды, уже после расставания и рождения дочки, Майя и Габрилович случайно обнаружили, что поселились в одной гостинице в Ленинграде. Булгакова через администратора передала Габриловичу записку: «Мой дорогой! Хочу напомнить, что у тебя растет очаровательная дочь!» Их отношения вспыхнули с новой силой и страстью.

Но Габрилович привык жить веселой богемной жизнью и удочерил собственное дитя только через три года. Но когда они помирились и поженились, казалось, наступила идиллия: дом, семья, ребенок. Но через полгода Габриловичу потребовались новые эмоции и впечатления. Однажды он сказал Майе: «Завтра еду на картошку! Майя, собери с собой чего-нибудь…»

Булгакова наготовила еды на неделю, собрала рюкзак. Но «сарафанное» радио донесло, что Габрилович не на картошке, а у женщины. Майя со скандалом выгнала его. Но ненадолго.

Габрилович и Булгакова и вместе не могли жить, и друг без друга им было сложно. Эта возня со сборами чемоданов продолжалась до тех пор, пока дочке Маше не исполнилось пять лет.

Да, конечно, Габриловичу было непросто: в двухкомнатной квартире жили он, Майя, Зина, Маша, няня детей. И вот после его ухода Майя осталась одна с детьми.

Всю жизнь она следовала принципам: нужно вкалывать, не подводить других людей, рассчитывать в жизни только на себя. Когда умерла мать Майи и осталась ее младшая сестра Верочка, которая была младше Майи на семнадцать лет, то она ни минуты не раздумывала и забрала Верочку к себе… Теперь у нее были три девочки на руках.

Воспитывала она своих девочек строго. Однажды, будучи школьницей, Маша пожаловалась на боли в животе. Майя Григорьевна взяла ее за руку: «Котик, потерпи. Эта боль — ничто по сравнению с болью душевной…»


И еще говорила: «Мужчина только в первую неделю смотрит на крашеную мордочку, а потом идет на запах борща или жаркого и уют в доме…»

Габрилович и Майя уже расстались, когда у нее появился поклонник из Англии — Ричард. Как-то раз актриса с друзьями обедала в ресторане и познакомилась с танцовщиком Ричардом Коллинзом.

Ричард Коллинз.

В то время он стажировался в Большом театре у Григоровича. Коллинз выгодно выделялся среди наших граждан, был статным, красивым, элегантно одетым.

У Майи и Ричарда закрутился роман, а через время в Москву приехали родители танцовщика и познакомились с Булгаковой. Несмотря на то, что она была старше их сына, английские аристократы дали свое благословение на брак. Вот только Майя не представляла свою жизнь за границей и отказала Коллинзу.

Ричард писал Майе из Англии длинные письма: «Я еще жив-здоров и люблю тебя все сильнее. Ты мой секрет, мой тайник, мое вдохновение… Хочу быть с тобой каждый миг. Вся душа моя в тебе. Перед Богом ты моя жена и будешь ею всегда». Ричард посвятил Булгаковой книгу «За кулисами Большого театра», в которой восторженно называл ее «Мадам»…

Его фотография висела над ее кроватью много лет, даже когда она познакомилась с Петером Добиасом.

Одновременно с Петером за ней начал ухаживать Кай Карлсон, глава шведской строительной компании. Кай, невероятный красавец, застраивал Северное Чертаново.

Он, увидев Майю с подругой в ресторане, подошел к их столику и упал на колено, воскликнул, что она — мечта всей его жизни и предложил сразу выйти за него замуж.

Майя Булгакова.

А Петер Добиас был преуспевающим австрийским бизнесменом, он провел детство в России и прекрасно говорил по-русски.

Ей пришлось выбирать между Каем и Петером.

Она вышла замуж за Петера, и ее фамилия после получения австрийского паспорта и свадьбы звучала как Булгакова-Добиас.

Майя говорила, что она вышла замуж за Петера из-за того, что ее перестали выпускать на фестивали за границу, но она лукавила. Петер на радостях после свадьбы повез Булгакову в Вену, Париж и Швейцарию.

Майя в своих чувствах была абсолютно искренней. Представьте: у нее богатый муж-иностранец, благодаря которому можно поехать в Европу и ни в чем не нуждаться.

Но она осталась в России, моталась по съемкам в какой-то тьмутаракани, жила в домиках без нормального отопления с одним туалетом в конце коридора.

Петер сделал ремонт в их новой квартире, заполнил ее разной импортной бытовой техникой. Уборку Майя делала сама, не пользуясь пылесосом. Каждую книгу в шкафу протирала вручную тряпкой, натирала полы мастикой. Гладила, стирала, готовила… Даже штопала носки Петеру, и это при том, что он каждый день мог купить себе дюжину новых.

Свадьба Петера и Майи.

Они с Петей, как его в России называли, были как два попугайчика-неразлучника. Он с радостью бросался выполнять ее малейшую просьбу. Они принимали гостей вместе, вместе мыли окна, чистили ковры и болезненно переносили разлуку.

Постепенно Петер растворился в Майе, почти забросив свой бизнес. Все реже уезжал в Австрию по делам и жил ради нее. Он так обожал ее, что не мог пройти мимо, не погладить и не поцеловать…

Майя и Петер на даче.

Он просил ее переехать в Австрию, но Майя смеялась: «Ну как там жить? Скучно ведь. Ни очередей, ни поругаться…»

Майя всегда в жизни была хулиганкой. Ее просто тянуло на розыгрыши. Останавливаясь на светофоре, она высовывалась из окна и говорила водителю соседней машины: «Знаешь, что у тебя на крыле написано?» — чертила в воздухе руками слово из трех букв. Человек выскакивал и бежал рассматривать крыло машины, а Майя со смехом уезжала.

Сидя с подружками у дома она могла броситься случайному прохожему на шею (особенно это удавалось отлично с военными) со словами: «Миленький! Ну наконец-то… У меня же тогда от тебя ребенок родился!» Мужики, оторопев, смотрели на Булгакову, поначалу верили: лицо-то знакомое, может и было что…

Им даже в голову не приходила мысль, что — эта женщина народная артистка Булгакова…

Петер завоевал любовь ее девочек. Возил им обновки из Австрии чемоданами. Если это были сапоги, то к ним — перчатки и шарфик. Он одаривал не только дочек и Майю, но и их подруг. Он был добрейшим человеком.

Она любила всех своих мужчин. К Габриловичу у нее была страсть, к Ричарду — нежность… Петер дал ей чувство опоры и надежности.

К сожалению, счастливый брак оборвала смерть Пети. Ночью у него неожиданно остановилось сердце. Это горе в буквальном смысле сломило актрису. Родные и близкие видели, как она страдает. На нее больно было смотреть.

Ее бывший муж Алексей Габрилович пришел на похороны Петера и сказал: «Неужели ты думаешь, что я к кому-нибудь еще из своих бывших пришел бы на похороны мужа?»

Коллеги и друзья пытались вывести Майю Григорьевну из депрессии, приглашали на творческие вечера, но она отказывалась. И все время вспоминала Петера: «Никто мне больше не сварит кашку!»

И все же, организаторам одного из концертов удалось уговорить Булгакову, и она вместе с актрисой Любовью Соколовой поехала на мероприятие. На одном из поворотов водитель не справился с управлением и врезался в столб.

Соколова выжила, а Майя Булгакова и водитель — нет. Майя пережила своего Петю всего на три месяца. Они прожили двадцать два года вместе.

Майя написала в своем дневнике незадолго своей до смерти: «Петя, почему ты мне снишься? Когда увидимся, когда обнимемся?»

Это случилось 1 октября 1994 года. За жизнь актрисы врачи боролись неделю, но спасти не смогли. Народной артистке РСФСР исполнилось всего 62 года.


Майя Григорьевна похоронена на кладбище «Ракитки» в Москве рядом с мужем — Петером Добиасом.

Ровно через год после смерти Майи ушел из жизни Алексей Габрилович.

Фильмография актрисы Майи Булгаковой насчитывает порядка 160 картин. Любопытно, что только в двух кинолентах артистке достались главные роли.

Самыми яркими ролями Булгаковой остались: Мария — военный фильм «В огне брода нет», Арина — драма «Скуки ради», Паша — телесериал «Варькина земля», Марья — драма «Нечаянная любовь», Ксения — драма «Егор Булычев и другие», Наталья — мелодрама «Кто, если не ты…», Марфа Юткина — историческая лента «Строговы», директор школы — детская картина «Приключения Электроника», Лущилиха — мелодрама «Цыган», Анна — драма «Старые долги», Уилфрида — приключения «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», Любовь Хомутова — детектив «Следствие ведут Знатоки».



По материалам — Доктор online

©