Кaк cнимaли пepeoцeнённый фильм «Cвoй cpeди чужиx…»

Наконец-то добралась до еще одного своего пробела в советском кино. И причем фильм мне близок и по жанру (вестерны/истерны уважаю), и по тематике ( с картин о дружбе началась моя любовь к кинематографу), а музыка какая замечательная. Но при всем при этом не могу сказать, что осталась от «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974) в большом восторге.


По прочитанной в газете заметке Никита Михалков вместе со своим другом Эдуардом Володарским пишут повесть «Красное золото». Гражданская война, в центре сюжета поезд, который должен перевезти золото из Сибири в Москву. Никита Михалков большой поклонник вестернов, решает переделать эту повесть в сценарий для фильма. Переделывают опять же с Эдуардом Володарским и создают сценарий для двухсерийного фильма, который получает черновое название «Полмиллиона золотом, вплавь, пешком и волоком». Но дебютанту в режиссуре Михалкову денег на двухсерийную картину никто выдать бы согласился. Пришлось сокращать сценарий.

Гражданская война уже закончилась, но кругом орудуют банды. Одна из таких банд грабит поезд с золотом, на которое планируется закупить заграницей хлеб для голодающих. Подозрение в предательстве и наводке бандитов на поезд падает на бывшего красного бойца Егора Шилова. Ему приходится сбежать от своих и направиться к бандитам, чтобы доказать свою невиновность.


И вот разрешение на съемку получено, бюджет выделен, начинается подготовка к запуску картины. И тут Никиту Михалкова забирают в армию. Да уж, в СССР точно жили иначе — сложно себе представить, что сейчас сына депутата и известного писателя, популярного актера отправят служить да еще и на Камчатку. Версий того, почему отправили отбывать воинскую обязанность в такие дали, существует 2. Вообще, многие выпускники московских театральных вузов служили в кавалерийском полку в Алабино. А по словам Михалкова, на Камчатку попросился он сам. В воспоминаниях Эдуарда Володарского фигурирует другая версия — Михалков попросил о заступничестве у Сергея Бондарчука. Тот позвонил начальнику Генштаба, который по неизвестным причинам идти на встречу не захотел, да еще вместо кавалерийских войск отправил Михалкова на Камчатку. Была предпринята еще одна попытка добиться отсрочки. За будущего режиссера у министра обороны СССР Гречко просил генеральный директор Мосфильма. Мотивировал он свою просьбу об отсрочке тем, что Михалков не только готовит постановку полнометражного фильма, но и снимается в картине «Станционный смотритель» и его отсутствие повлечет за собой серьезные нарушения производственной жизни Мосфильма. Но и со стороны Гречко последовал отказ по причине того, что Михалкову исполняется 27 лет и отсрочка от службы в армии нарушит закон, по которому «призывники, не призванные по различным причинам в Вооруженные Силы в установленные сроки, призываются на действительную военную службу до достижения ими 27-летнего возраста». В общем, пришлось Михалкову прервать работу над картиной и год отслужить в армии.

Егора Шилова сыграл дебютант в большом кино Юрий Богатырев. Этот выбор мог показаться странным, ведь в жизни Богатырев был очень мягким человеком. Михалков вспоминал, что даже кулак актер складывал по-женски. Но Богатырев обладал уникальной способностью мгновенно преображаться для роли, которую играл. Специально ради съемок актер ездил тренироваться на ипподром, некоторые трюки исполнял сам. Правда из-за мягкого характера Богатырева возникали и сложности. По сценарию Шилову нужно было ударить белогвардейца в исполнении Александра Кайдановского. Богатырев никогда не дрался и на съемках категорически отказывался бить других. Чтобы заставить актера следовать сценарию, Михалкову даже пришлось накричать на Богатырева: «При чем тут ты? При чем тут Саша? Встречаются чекист и белогвардеец. Это единственное, что должно тебя интересовать». И только после этого Богатырев согласился ударить Кайдановского. Всего Богатырев сыграет в 6 картинах Михалкова. А Кайдановский до «Свой среди чужих…» снимался только в эпизодах. А после фильма Михалкова произойдет перелом в его карьере. Правда, какое-то время ему будут предлагать играть только белых офицеров. Но вскоре будут работы с самыми именитыми режиссерам советского кино, будет и «Сталкер».


Константин Райкин сыграл татарина Каюма. Для роли ему нужно было побриться налысо, на что актер согласился сразу. Вот только пришлось Райкину сделать парик, чтобы он не выходил лысым на сцену театра. Роль красноармейца Забелина исполнил Сергей Шакуров. За плечами у актера были профессиональные занятия акробатикой, чем не преминул воспользоваться Михалков, придумывая по ходу съемок разные трюки для героя Шакуров. А вот Александр Калягин сниматься в фильме не хотел. У него умерла жена и единственным желанием актера было проводить время со своей 4-летней дочкой. Но Михалков сумел заинтересовать Калягина ролью Ванюкина. Позже Александр Александрович будет благодарить режиссера, ведь съемки в «Свой среди чужих…» помогли ему справиться с горем.


Художник картины Александр Адабашьян сыграл в фильме 2 роли — информатора есаула и усатого господина в видениях Брылова. Первая роль досталась ему случайно — актер, который ее играл не смог приехать на съемки. В видении Брылова Михалков намеренно собрал всех своих, тех, с которыми сделает еще не один фильм ,- оператора Павла Лебешева, художника Александра Адабашьяна, художницу по костюмам Алину Будникову. В этой же сцене снялась и жена Михалкова Татьяна. А поженилась пара как раз на съемках «Свой среди чужих…» Съемки проходили в Чечне. По воспоминаниям Михалкова они расписывались в странном деревенском загсе. Когда вошли туда, под ноги шмыгнула мышь. Татьяна прыгнула на стул, так и оставалась там, пока их расписывали. А из загса Михалков выносил жену уже на руках. Кстати, в фильме играла и будущая жена Адабашьяна. Актриса Екатерина Шадрина сыграла девушку в первой сцене фильма, когда красноармейцы узнают о победе в войне. Правда, отношения Адабашьяна и Шадриной начались уже после съемок фильма.




Для съемок в массовке были привлечены местные жители. Когда группа каскадеров обсуждала сцену с ограблением поезда (как надо прыгать на поезд, с какой скоростью он должен идти, как лошади должны скакать), один из местных чеченцев решил проявить себя — вскочил на лошадь, догнал поезд, который шел в депо, прыгнул с лошади на поезд, потом обратно. Каскадеры были под впечатлением. Вообще местные с удовольствием принимали участие в съемках, даже спрашивали не нужно ли принести свое оружие. Из-за них у Михалкова даже возникли проблемы. Местные жители неправильно истолковали слова администратора, который объяснял сколько им заплатят за съемочный день, и решили, что сами должны за участие в съемках внести плату от 5 до 10 рублей в зависимости от наличия лошади. Вот и принесли деньги, за что на Михалкова хотели завести уголовное дело, инкриминируя взяточничество. Режиссер избавился от претензий ОБХСС только благодаря заступничеству отца. Когда начали снимать сцену ограбления поезда, местных жителей попросили разделиться на тех, кто будет грабить и тех, кого ограбят. Большинство чеченцев захотели быть грабителями, быть ограбленными для них было оскорбительно. А грабили они с упоением, никакие команды режиссера на чеченцев не действовали, пока они всю свою энергию не растратят, не постреляют в удовольствие, всех не выкинут из поезда, не успокаивались.



Когда я смотрела как Райкин с Богатыревым барахтаются в бурной реке (и ведь видно было, что это они, а не каскадеры), думала, как же это снимали, наверное, это очень опасно. И ведь реально оказалась очень опасно. Снимали на бурной реке Аргун. Температура в ней была всего 3 градуса, а скорость течения 12 метров в секунду, стоило только войти в эту реку, сносило сразу. Райкину нужно было спрыгнуть с 12-метровой скалы в реку. Когда измеряли глубину реки, казалось, что она приемлема для прыжка. А в итоге выяснилось, что глубина составляет всего около двух метров, а гирю, которую опускали в воду, просто сносило течением. Райкин прыгнул, чудом не травмировался. Сцену сняли с первого дубля. Опасно было сниматься актерам и на плоту, с таким то течением удержаться на нем было очень сложно. Поэтому в особо рискованных сценах снимались дублеры. После купания в чеченской реке у Райкина начался страшный фурункулез.


Вообще денег Михалкову выделили только на одну экспедицию. Но внезапно в Чечне пошел снег, да и пленка, на которую сняли захват поезда оказалась испорчена. Пришлось ехать доснимать в Баку. Наличие в фильме черно-белых сцен объясняется не только замыслом режиссерам, но и нехваткой импортной цветной киноплёнки Кодак. Поэтому что и сцена захвата поезда получилась черно-белой — когда ее переснимали, цветная пленка уже закончилась.

«Свой среди чужих…» вышел в прокат в ноябре 1974 года. Большого ажиотажа фильм у зрителей не вызвал, по сборам 1975 года «Свой среди чужих…» занял лишь 22 место. Картину Михалкова обогнали не только такие признанные шедевры советского кино как «Афоня», «Любовь земная», «Они сражались за Родину», но и ленты, о которых сейчас мало кто вспомнит.

Неоднозначные впечатления у меня остались от фильма. Точно могу сказать одно — музыка Эдуарда Артемьева гораздо сильнее, чем картина Михалкова. Из плюсов — великолепный актерский состав и ярчайшие образы, ими созданные. Я с детства после «Двух капитанов» не любила Юрия Богатырева. Я уже смутно помню о чем был фильм (нужно обязательно пересмотреть), но неприязнь к актеру на долгие десятилетия запечатлелась в памяти. И вот я вижу Богатырева в положительной роли человека, который не может не вызывать симпатии. И если в «Двух капитанах» Богатырев и внешне был очень неприятен, то в «Свой среди чужих…» он довольно привлекательный мужчина. Не зря, значит, Адабашьян говорил про Богатырева, что каким-то сверхъестественным образом для роли он мог меняться даже на физическом уровне. Интересно, что в «Свой среди чужих…» даже отрицательные персонажи вызывают симпатию. Как же мне хотелось, чтобы Шилов отпустил белогвардейца в исполнении Александра Кайдановского, ведь ясно, что красные его расстреляют. Да и михалковского Брылова было жалко, до чего же харизматичный персонаж. А вот Ванюкин Калягина вызывал отвращение, но ведь нужен огромный талант, чтобы сыграть настолько неприятного человека. Хотя поведение этого персонажа вызывает большие вопросы — ему сказали идти с повинной, он взял и пошел, какой послушный подлец.

Теперь о минусах. Первую часть фильма я сидела «в обнимку» с Википедией, потому что вообще не понимала, что происходит — кто эти люди, за кого они, куда делось золото. В моем понимании золота должно быть много, если для перевозки отрядили целый вагон, я даже не поняла сначала, что оно в саквояже. За такую недостоверность, кстати, Михалкова критиковали — 500 тысяч рублей золотом, которые перевозили герои, весят 260 — 280 кг. Понятно, что ни в какой саквояж они не поместится. Считается, что этот фильм о дружбе. Я не смогла ее прочувствовать в полной мере во время просмотра. То, что эти люди друзья явственно говорили только первые кадры фильма, в течении последующего сюжета их дружба не считывалась. И финальные кадры для меня трогательные опять же только благодаря музыке Артемьева.

Резюмируя, отмечу, что дебютная лента Михалкова — это неплохой приключенческий фильм. Но не более. И спасибо этому фильму за то, что на свет появилась гениальная музыка Артемьева, которая каждый раз при прослушивании вызывает мурашки.



По материалам — Сплетен.нет

©