Плодотворная карьера фотографа началась в 1930-е годы и продлилась более 20 лет. За это время Эмиль Савитри снимал представителей пёстрой творческой диаспоры, частью которой был сам, как художник-сюрреалист. Не обходил вниманием и повседневную жизнь парижан, особенно вблизи Лувра и в районе Пигаль. Чаще всего снимал в популярном среди деятелей искусства квартале Монпарнас.
Эмиль Савитри (Emile Savitry) родился в семье состоятельного промышленника под фамилией Дюпон в 1903 году в Сайгоне. Первое увлечение – художественное искусство, но этого было мало. Савитри рисовал, фотографировал и путешествовал. Что его не интересовало, так это слава. Наверное, поэтому его снимки не сразу завоевали признание.
Савитри изучал живопись и в 1929 году с успехом выставил свои картины в Парижской галерее Зборовского. Но молодой художник любил путешествовать. В компании Жоржа Малкина он уехал на острова в Полинезии, решил посвятить себя съёмке и вскоре оказался среди основателей гуманистической фотографии.
Вернувшись во Францию в 1930 году, Савитри высадился в Тулоне, где познакомился с гитаристом-виртуозом Джанго Рейнхардтом, когда музыкант играл в кафе со своим братом. Фотограф привёз их в Париж и познакомил с миром джаза. В 1930-х годах он фотографировал в клубах района красных фонарей Пигаль, а также в кафе Le Dome и La Coupole, местах встреч художников, писателей и интеллектуалов со всего мира, к обществу которых принадлежал и со многими тесно дружил.
Эмиль Савитри, автопортрет.
Часть времени фотограф проводил как специальный корреспондент и снимал испанских беженцев, мигрировавших в Перпиньян после падения Барселоны в 1939 году. После войны помог Раймонду Гроссету возобновить в Париже работу агентства «Рафо», с которым сотрудничал с 1933 года вместе с Брассаи и Эрги Ландау. К ним присоединились Вилли Рони и Роберт Дуано.
Анук Эме и кот Тюльпан в фильме «Во цвете лет», 1947.
За годы сотрудничества с модными журналами Vogue, Harper’s Bazaar и Le Jardin des Modes Савитри сделал много фотографий актёров, писателей, художников и их работ. Среди побывавших в его объективе: Альберто Джакометти, Антон Приннер, Браунер, Чарли Чаплин, Эдит Пиаф, Брижит Бардо, Колетт. К тому же он работал на съёмочных площадках кинорежиссёра Марселя Карне. Одна из знаковых работ этого периода – портрет Анук Эме с котёнком.
Последние годы жизни Эмиль Савитри занимался тем, с чего начинал, – живописью. Умер в 1967 году в Париже. В его снимках кино сливается с реальностью, искусство – с жизнью. Не в этом ли суть творчества…
источник