Люди пользовались услугой доставки сообщений и вещей на дальние расстояния издревле. За тысячи лет до появления удобных, быстрых и надежных служб доставки, таких как CDEK или государственная почта, наши давние предки нанимали и отправляли гонцов, как пеших, так и конных, как по суше, так и по морю, чтобы передать важнейшую информацию или доставить груз. Эти услуги были востребованы как среди простых людей, так и торговых компаний, и в наше время службы доставки также работают и с физическими, и с юридическими лицами — в общем, не так уж много изменилось.

Cursus publicus

И всё же почтовая доставка прошла долгий путь прежде, чем стать такой удобной, как в наши дни, когда вы можете отправить на другой конец света почти любую вещь, и она уже через сутки будет у адресата. Давайте же узнаем, какой была доставка в Древнем мире.

Первобытные вопли

Первым способом отправки и получения сообщений была так называемая «голосовая почта» древних людей: чтобы передать информацию, они кричали её друг другу по цепочке. Такие цепочки позволяли поддерживать связь между отдаленными поселениями, давая возможность раннего предупреждения — например, о лесном пожаре или нападении врага. Позже была разработана система условных сигналов, подаваемых при помощи дыма от костра или световых огней на башнях. Этим способом широко пользовались коренные жители Америки.

Почтовые службы Древнего Востока

Жители Древнего Востока — египтяне, ассирийцы, вавилоняне, персы — имели письменность, а вместе с письменностью развивалась и почтовая связь. Теперь можно было передавать записанные сообщения вместо того, чтобы вопить на всю округу, а значит, стало возможным доставлять тайные послания — например, важнейшие государственные или военные тайны. Учитывая, что древние цивилизации имели склонность постоянно разрастаться, присоединяя новые территории, потребность в налаженной службы почтовой доставки постоянно росла.

Пять тысяч лет назад, во времена фараонов, уже существовала служба особых пеших гонцов, называемых «скороходами», а также по всем древним дорогам непрерывно циркулировали конные гонцы, осуществляя связь с Ливией, Эфиопией и Аравией. А по небу порхали почтовые голуби — люди быстро поняли, как использовать себе на пользу потребность этих птиц всегда возвращаться домой.

Почтовые службы Древней Греции

Службы доставки существовали и в Древней Греции, но их развитие сильно тормозила геополитическая ситуация. Дело в том, что Древняя Греция не была единым государством — она, как Древняя Русь, состояла из отдельных городов-государств, находящихся в постоянной связи друг с другом — культурной, торговой и т. д. К сожалению, это приводило к постоянным войнам и вооруженным конфликтам между греческими полисами, что означало определенную степень риска для доставки почтовых сообщений и грузов.

Как правило, древнегреческие гонцы были пешими. Скороходам требовалась отличная физическая подготовка и высокая выносливость, что способствовало развитию такого вида спорта, как бег на длинные дистанции — они проходили в городе Марафон, давшем название спортивной практике длительных забегов.

Богатые правители могли позволить себе содержание конных гонцов — это было дорого, поскольку все имеющиеся кони были, как правило, задействованы в военной сфере. Ну, а уж совсем экзотичной почтовой службой владел, по свидетельству древнего историка Диодора Сицилийского, один из военачальников Александра Великого — он держал службу гонцов-всадников на верблюдах.

Почтовые службы Древнего Рима

Почтовая доставка продолжает развиваться в Римской империи. При правлении Гая Юлия Цезаря впервые появляются предпосылки для развития государственной почты — важнейшее изменение, делавшее доставку на дальние расстояния доступной для всех граждан страны. При императоре Августе у этой службы появляется официальное название — Cursus publicus, «государственная почта».

В древнеримской почте были задействованы и пешие, и конные гонцы — а кроме того, доставка осуществлялась по морю. Появляются и развиваются перевалочные станции, где гонец мог поесть и отдохнуть, а также сменить коня или верблюда — животные были накормлены, запряжены и в любой момент доступны для перевозки грузов и самих гонцов. Почта, в зависимости от размера и веса груза, могла доставляться на легких повозках или больших телегах — и даже в караванах. Строились дороги и развивались дорожные службы — так развитие доставки способствовало развитию нашей цивилизации.

©