Глaвнaя pocкoшь в CCCP-кaк мeнялиcь цeны нa aвтoмoбили пo гoдaм

Свободная продажа автомобилей в СССР в частные руки началась с 1 сентября 1948 г., когда в Москве распахнул свои двери первый в стране магазин для продажи легковых автомобилей частным лицам. Магазин назывался «Автомобили» и находился по адресу Бакунинская улица, дом 21.



Ассортимент магазина был не шибко велик, всего три марки:




— Москвич-400 — 8 000 руб.,

— ГАЗ М20В «Победа» — 16 000 руб.,

— ГАЗ-12 — 40 000 руб.,

С учетом, что цены указаны до деноминации 1961 года, «Москвич» стоил вполне демократично. Средняя зарплата в те годы составляла около 600 рублей. Впрочем, у населения даже таких сбережений не было, поэтому в первое время народ ходил в автомагазин как на выставку.

Именно тогда появилась знаменитая реклама «Накопил-машину купил».


В начале 50х к этому ассортименту прибавился первый импортный автомобиль ЭМВ-312 из ГДР.


Детище немецкого автопрома стоило целых 25 тысяч рублей.

Процедура покупки была очень простой: заплатил деньги в кассу, получил документы и выехал со двора магазина на личном автомобиле. Никаких очередей.

К середине 50х число «накопивших» деньги начало превышать число автомобилей, поступающих в продажу. Выход из положения нашли очень простой-торговля автомобилями перешла на предоплату. Выглядело это так:

Желающий купить автомобиль оплачивал стоимость автомобиля и его вносили в список на получение. Через 2-3 месяца по почте приходила открытка -приглашение. Покупатель являлся с паспортом на склад-стоянку, оформлял документы и на своем автомобиле ехал в ГАИ за госномером.

В 1954 году в продажу проступила новая модель «Москвич-401» по цене 9000 рублей.


Однако удорожание на 1000 рублей не смогло сбить спрос-ждать своей очереди уже приходилось по 3-4 месяца. Без очереди можно было купить только ГАЗ-12 ЗИМ за 40000 рублей.

Следующая модель «Москвич-402» поступила в продажу в 1956 году по цене 15000 рублей.


В 1957 году начался выпуск автомобилей М-21, позже получивших название ГАЗ-21 «Волга». Начальная цена на автомобиль была 17400 рублей.



В 1958 году перешли на выпуск «Москвич-407», который уже продавался за 25000 рублей.

В 1960 году в продажу поступили первые «Запорожцы» по цене 18000 рублей.


В 1961 году прошла денежная реформа-деноминация. Цены уменьшились в 10 раз. Однако это не коснулось автомобиля ГАЗ-21 «Волга»-новая модель «И» сразу подорожала до 5100 рублей.

Новая модель 1962 года «Москвич-403» поступила в продажу по цене 3600 рублей.


На новые модификации автомобиля «Волга» 1963 года опять подняли цену: «ГАЗ-21Л» стоил 5500 рублей, а «ГАЗ-21У»-5880 рублей.


В 1965 году вышли новые модели «Волги», но цена практически не поменялась.

— ГАЗ 21Р — 5487 руб.,

— ГАЗ 21УС — 5867 руб.,

— ГАЗ 21С — 5900 руб.,

В 1966 году начался выпуск «ушастого» запорожца ЗАЗ 966. Причем цена поднялась ненамного, по сравнению с предыдущей моделью -2200 рублей.


Вскоре на «ушастом» поменяли двигатель и цена поднялась до 3000 рублей.


1967 году АЗЛК перешел на выпуск модели «Москвич-412». Цена -4265 рублей.


Начало 70х в автопроме СССР произошли крупные события: горьковчане перешли на выпуск «ГАЗ-24», цена которого сразу поднялась до 9150 рублей.


Тольяттинский автозавод ВАЗ начал выпуск первой линейки моделей.


— ВАЗ-2101 — 5 620 руб.,

— ВАЗ-21011 — 6 000 руб.,

— ВАЗ-2102 — 7 000 руб.

— ВАЗ-2103 — 7 300 руб.,

С 1973 года Ижевский автозавод начинает выпуск собственной марки Иж-21251, который продавался по цене 8 300 руб.,


Запорожский автозавод перешел на выпуск модели ЗАЗ-968 и цена поднялась до 3500 рублей.



В 1979 году разом подняли цены на все марки автомобилей.

— ЗАЗ-968М — 5 800 руб.

— ВАЗ-2106 — 9 600 руб.,

— ВАЗ-2121 — 11 000 руб.

— ВАЗ-21011 — 7 300 руб.,

— Москвич-2140 — 7 600 руб.,

— ИЖ-Комби — 8 300 руб.,

— ГАЗ-24-02 — 14 000 руб.

Возможно власти захотели создать «изобилие» на время олимпиады -80. Продажи действительно сильно упали. Пришлось по некоторым моделям автомобилей обратно снизить цену:


— ЗАЗ-968М — 5 600 руб.,

— ВАЗ-21011 — 6 400 руб.,

— ВАЗ-2102 — 7 400 руб.,

— ВАЗ-2103 — 7 500 руб.

— ВАЗ-2105 — 8 000 руб.

— ВАЗ-2106 — 8 400 руб.

— ВАЗ-2107 — 9 000 руб.

— «Нива» — 10 300 руб.,

— Москвич-2140 — 7 500 руб.,

— ИЖ-Комби — 7 500 руб.

— ГАЗ-24 — 11 200 руб.

В начале 90х снова провели массовую корректировку цен. Впрочем это никак не повлияло ни на обеспеченность населения, ни на экономику. В стране стремительно шел рост необеспеченной товаром денежной массы и с магазинов сметалось все.

Официальные розничные цены на 1 января 1991 года:

— ВАЗ-1111 — 3500 руб.

— ЗАЗ-968М — 3999 руб.

— ЗАЗ-1102 — 5100 руб.

— ЛУАЗ-969М — 5100 руб.

— ВАЗ-2105 — 8300 руб.

— ВАЗ-21051 — 8270 руб.

— ВАЗ-21053 — 8350 руб.

— ВАЗ-21063 — 9000 руб.

— ВАЗ-2107 — 9720 руб.

— ВАЗ-21074 — 9700 руб.

— ВАЗ-2108 — 8300 руб.

— ВАЗ-21083 — 8650 руб.

— ВАЗ-2109 — 8900 руб.

— ВАЗ-2121 — 9000 руб.

— ВАЗ-21093 — 9100 руб.

— ИЖ-412ИЭ — 7100 руб.

— Москвич-21412 — 8500 руб.

— Москвич-2141 — 9600 руб.

— ИЖ-21251 — 7800 руб.

— ИЖ-2715 — 10000 руб.

— ГАЗ-2411 — 15900 руб.

— ГАЗ-2410 — 16200 руб.

— ГАЗ-2412 — 19400 руб.

Не прав был Остап Бендер в своём знаменитом утверждении:


В СССР автомобиль прежде всего был недоступной роскошью, а потом только средством передвижения.



По материалам — Полезные Интересности

©