«Гaдкий утeнoк oбepнулacь пpeкpacным лeбeдeм» Bдoxнoвляющaя иcтopия бaлepины Aнны Пaвлoвoй, звeзды 20-гo вeкa

Возможно, сегодня торт «Павлова» стал уже более известным, чем сама Анна Павлова и многие уже даже не знают, что этот десерт назван в честь легендарной балерины. Однако Анна Павлова, несмотря на какое-либо забвение, была и остается самой известной в мире балериной.



Тело Павловой было настолько хрупким, что она не могла выполнять сложные акробатические трюки или совершать бесчисленные пируэты, а по сравнению с современными балеринами ее техническое мастерство кажется куда более слабым.

Но, смотрите, имена стольких ярких, удивительных звезд балета ушли из нашей памяти! Павлова до сих пор светится. И только ее Умирающий Лебедь поистине бессмертен.

Анна Павлова – это икона балета, которой посвящено бесчисленное количество книг, в том числе детских. И причина тому довольно проста – история жизни Павловой действительно похожа на сказку о Золушке. Только принц Анны не был мужчиной. Ее принцем, сказочным дворцом и счастьем был балет.


Анна Павлова родилась 12 февраля 1881 года в Санкт-Петербурге. Ее мать была простой, необразованной прачкой. Внебрачного ребенка ей принес женатый банкир, у которого она работала.

Сказочных чудес с матерью Анны не случилось – банкир не женился на ней, ей оставалось только продолжать ухаживать за собой, параллельно усердно трудиться, поднимая горшки для белья и чистя рубашки джентльменов.

Организм женщины не выдержал двойной нагрузки, и малыш появился на свет на два месяца раньше срока. Это чудо, что крошечный человечек в те времена вообще выжил и появился на свет.


Анна была хрупким и очень бледным ребенком, которая росла в большой нужде и немного поправилась только летом, когда жила с бабушкой в деревне.

Когда Анне было восемь лет, мама купила билеты на балет на давно накопленные деньги. Это была постановка «Очарованной принцессы» знаменитого хореографа Мариуса Петипа.

Посмотрев спектакль, Анна четко поняла, что будет балериной. Мама была против этого, считая дочь слишком хилой для такого занятия! Но девочка бездельничала и не хотела заниматься чем-то другим, пока мама не отвела ее в Императорское балетное училище.


Но Анна была отвергнута, потому что ее рост не соответствовал представлению об идеальной балерине того времени.

Анна Павлова была слишком маленького роста, слишком стройна и хрупка. Ее ноги и руки были слишком длинными, ступни и лодыжки были недостаточно сильными.

В современном балете царят совсем другие критерии красоты тела и язык танца, но в то время хорошей балериной считалась в меру высокая, сильная и здоровая девушка, которая, как маленький бычок, сможет выдержать страшные физические нагрузки и выполнять комбинации движений, достойные акробата.

Маленькая Павлова воплотила в себе все возможные недостатки балерины, даже ее узкое лицо с большими глазами не подходило к сцене – болезненное, противное!

У восьмилетней Анны не было ни одного козыря. Вместо этого у нее была только ее напористость.


Она уже проявляла повадки человека, который не приемлет потерь и отвержения. В течение следующих двух лет она тренировалась дома по несколько часов каждый день, прилипая к подоконнику, пила рыбий жир.


Это была вонючая жидкость с ужасным вкусом, но девочка пила ее в стоическом спокойствии, потому что надеялась, что масло сделает ее здоровее. Ничего подобного не произошло – бледный росток не прибавил в весе и не покраснел на щеках.

В десятилетнем возрасте девочка во второй раз поступила в балетную школу. Скорее всего, ее снова отвергли бы, если бы в комиссию не вошел сам Мариус Петип. Своим гениальным глазом он заметил особую грацию и фанатичный пыл девушки в ее больших карих глазах. Это решило судьбу Анны.

Балерины подобны красивым цветам, но балетная школа – это не оранжерея роз. Любая современная будущая балерина расскажет вам об ужасных болях, кровоточащих волдырях, стрессах, голодании и истощении.

Но русская балетная школа царского периода была похожа на армию – пансион, в котором жили маленькие девочки и осваивали танцы для музы.

Вставали в шесть утра, принимали ледяной душ, слегка завтракали, а потом репетировали и тренировались до самого вечера. Обед и прогулка на свежем воздухе были единственными короткими моментами отдыха.

Царь Николай II щедро поддерживал искусство балета. Учеба, проживание в школе и питание будущих танцовщиц были бесплатными, поэтому для многих девушек из бедных семей это была возможность уехать, обеспечить себе какое-то светлое будущее.

Но все это было лишь при одном условии: ученица должна была посвятить свою жизнь исключительно балету: у тебя никогда не будет семьи, детей, отпусков и больничных, иначе – прощай, сцена и зарплата от царя!

Для Анны Павловой это казалось очень приемлемой сделкой. Даже несмотря на то, что ей было труднее всех девочек в балетной школе.


Мускулы и ноги Анны были недостаточно сильны, чтобы делать бесчисленные пируэты. Русский балет всегда был очень техничным и акробатическим, а русская балерина должна уметь делать то, чего не могут другие.

Анна тренировалась, тренировалась и тренировалась до тех пор, пока ее ноги не начали кровоточить, а живот не закричал в судорогах. Она истощала себя, чтобы не отставать от своих физически сильных сверстников.

Понадобилось огромное самоуважение и сила воли, чтобы не прислушиваться к презрительным замечаниям и найти свой собственный путь балерины – особый язык танца, которого еще не было на русской балетной сцене.

И она его нашла. После окончания балетного училища в 18 лет Анна Павлова была принята в труппу Императорского балета в качестве корифи.

Но Анна стремилась к большему. Она продолжала оттачивать технику и брала частные уроки у лучших мастеров того времени.

После пяти долгих лет надежд и ожидания она была повышена до премьерной танцовщицы – это звезда номер два. Еще через год, сыграв главную партию в балете «Жизель», Анна Павлова стала прима-балериной русского балета. Назло всем.

История ироничная и поучительная. “Гадкий утенок обернулась прекрасным лебедем” — говорили про эту талантливую балерину.


Настоящая, главная Жизель заболела и на короткое время выбрала себе замену. Звезда старалась быть дальновидной – пыталась найти балерину, которая могла бы сыграть роль, но не превзошла бы ее саму.

Дама была убеждена, что физически неуравновешенная и технически неуравновешенная Анна Павлова – безопасная замена, и после возвращения после болезни ее встретят бурные аплодисменты зрителей. О, как она ошибалась!

«Жизель» Анны Павловой даже не пыталась поразить зрителей техникой циркового пони. Это была поэтичная, хрупкая, эмоционально притягательная «Жизель». Такой, о которой зрители плачут, а не удивляются.

Павлова была первой русской балериной, которая не только танцевала свои роли, но и играла как хорошая драматическая актриса.


И именно поэтому заменитель стала настоящей примабалериной. Хореографы боролись за нее, потому что все хотели увидеть, как Анна будет интерпретировать роль и танцевать, а не то, как высоко она закинет левую ногу. Павлова была похожа на танец романтической поэзии. Легкий, как сова.


Страстный, как влюбленный Пушкин. Ее стиль изменил направление русского балета, она создала новые стандарты балета, новую историю. Императорский балет за короткое время превратился в однозвездную труппу, так как зрители заполняли залы только для того, чтобы увидеть знаменитую Павлову.

Ее ступни и лодыжки все еще были слишком слабы, чтобы танцевать на пальцах ног в течение длительного времени. Она часто получала травмы, растяжения и кровавые ссадины, и это было невыносимо.

Поэтому Анна Павлова придумала свои балетки с плотной кожаной подошвой и пробковым или клееным тканевым наполнителем на носке, который бы помогал держаться на пальцах ног и придавал стопе необходимую опору. Это был скандал!

В танцевальных кругах это считалось мошенничеством – засунуть тряпки в балетную туфельку! Но оказалось, что Анна Павлова положила начало современным пуантам, без которых балет уже немыслим.

В современном пуанте, конечно же, нет пробки, она образована специальным материалом, склеенным в много слоев. Сама Анна Павлова также принимала участие в создании собственных нарядов, они были необычайно романтичными и гламурными.

Они были украшены жемчугом, кристаллами и, конечно же, птичьими перьями. Одним из самых известных был костюм стрекозы. Этот танец Павлова создала сама и исполнила его в фантастическом костюме с огромными, полупрозрачными крыльями.

Это произвело ошеломляющее впечатление на зрителей, которые еще не были избалованы спецэффектами кино – люди чувствовали, что перед ними настоящая фея, сверхъестественное существо, которое действительно немедленно улетит. Англичане, как известно, особенно верят во львов и фей.

Поэтому, когда Анна Павлова выступала в Британии или Австралии в наряде стрекозы, в зале раздавался восторженный шепот. Там женщины и дети, как поклоняющиеся, выражали свои самые горячие желания, ведь поверье гласит, что если удастся увидеть льва, то любое желание может сбыться.

Началось время бесконечных гастролей Анны Павловой. Сначала гастролировала по Северной Европе с Мариинским балетом. Затем отправился в Старую Европу. Побывала в Лондоне и поднялся на сцену Нью-Йоркского театра.

Великая цитадель Америки впервые в истории познакомилась с настоящим классическим балетом. На следующее утро все нью-йоркские газеты опубликовали статьи об этой сенсации, но они были немного нелепыми, потому что ни один критик и дескриптор культурных событий никогда раньше не видел классический балет и не знал, что о нем сказать…



По материалам — Читай

©