Фотограф Greg Gorman (Грег Горман). Актеры новой Человеческой комедии.

Один из самых востребованных фотографов в мире Грег Горман выработал свой индивидуальный стиль, начиная с портретов и фотографий для рекламных кампаний и заканчивая журнальными разворотами и художественной фотосъемкой. В своих черно-белых портретах Грег использует характерное освещение, которое является одной из отличительных черт его фотографии. Его работы можно увидеть повсюду: афиши фильмов, обложки музыкальных релизов и прочее.

Сильная сторона его творчества — фотографии людей из мира кино и музыки. Горман снимал Марлона Брандо, сэра Энтони Хопкинса, Софи Лорен, Аль Пачино, Барбару Стейзанд, Алека Болдуина, Роберта Де Ниро, Брэда Питта, Киру Найтли, Дженнифер Лопес, Антонио Бандераса, Ким Бесингер, Джона Траволту и многих других. В объектив его фотокамеры попадали такие величины музыкального мира, как Элтон Джон, Майкл Джексон, Дэвид Боуи, Моррисси, Джон Майэр, Бетт Мидлер, Грэйс Джонс и Фрэнк Заппа.


Фотографии Гормана — часть классической традиции портретной и фэшн-съемки начала 20 века. В 70-80-х его внимание приковано к отдельным чертам лица. Глаза, губы, рот в крике… Такие фотографии лейтмотивом проходят через всю книгу. В последние годы он много работает со светом, лица на студийных фотографиях будто светятся изнутри. Его модели на равне с фотографом участвуют в творческом процессе, они не играют на камеру, как у голандца Корбейна и не позируют, как у Лейбовиц. Работы Гормана, это не поиск потерянной индивидуальности, и не создание нового образа. Нет, перед ним люди открывают свою настоящую личность. И здесь очень важно магическое свойство фотографии — ловить ускользающее мгновение.Большинство моделей Гормана — люди известные: актеры, художники, архитекторы. У публики уже сложилось о них определенное представление. Они и их тела — это в некоторой степени продукт нашего воображения, фикция, современный миф. И это, несомненно, большой соблазн для фотографа снимать людей со сложившимся образом, умеющих работать перед камерой. Фотографии же Гормана лишены всякого скрытого смысла.

Грэг Горман родился в 1949 году в Канзасе. Сейчас он живет в Лос Анжелесе, сердце мировой медиа-сцены. Именно здесь он издает ретроспективу своей 30-летней работы. Собранный материал позволяет проследить весь творческий путь фотографа. От случайных снимков, с которых он начинал в 60-х до сложных по своей идее и исполнению классических черно-белых фотографий. Пронизанные любовью к человеку они выполнены с тончайшим мастерством, легкой иронией и необычайным единением с объектом съемки. Учился в университете Канзаса на факультете фотожурналистики, в 1972 году получил степень магистра изящных искусств по специальности кинематография в университете Южной Калифорнии.

В конце шестидесятых Грег Горман попросил камеру у своего друга и пошел на концерт Джими Хендрикса. Фотографии получились не ахти какие. Однако, по утверждению Гормана, именно концерт Хендрикса повернул его судьбу в сторону фотографии. В 1967-1969 гг. он изучает фотожурналистику в университете Канзаса. После переезжает в Калифорнию и собирается поступить в небезызвестный Brooks Institute of Photography. He сложилось. Но он и не жалеет…

История с институтом имела необычное продолжение. Кто бы знал, что пройдет много лет, и фотографа пригласят туда читать лекции. Будет огромный скандал. Директор института запретит Горману демонстрацию нескольких своих ню-фотографий. Фотограф публично во время лекции выскажет тому все, что думает по этому поводу.

…Образование будет завершено в университете Южной Калифорнии. Горман окончит его в 1972 году, получив на руки степень мастера изящных искусств кинематографии. О профессиональном выборе между кинематографом и фотографией долго не размышляет. Выбирает второе. И к концу восьмидесятых становится одним из ведущих фотографов, снимающих в Голливуде.

Энтони Хопкинс, Роберт де Ниро, Аль Пачино, Мики Рурк, Кристофер Уолкен, Джеми Ли Кертис, Кеану Ривз, Софи Лорен, Ким Бесинджер. Список можно продолжать. Суть в главном. Актеры-символы кино в работах Грега Гормана становятся еще и исключительными, запоминающимися фотографическими символами. Каждая работа — великолепный образец отточенности, совершенства. То же касается и мира музыки. В списке клиентов фотографа — Дэвид Боуи, Игги Поп, Фрэнк Заппа, Джо Коккер и др.

Отдельного внимания заслуживает работа Гормана над фотографическими рекламными кампаниями известных голливудских кинолент. Их было очень много. Всех не перечислить. Одно очевидно — каждый раз высокий уровень фотографа соответствовал высокому уровню лент и наоборот. В подтверждение вполне достаточно привести такие примеры, как “Тутси”, “Секс, ложь и видео”, “Последний из могикан”.

И наконец — то, без чего Грег Горман действительно не Грег Горман. Его великолепные ню-фотографии. Мужчины. В этом фотографу нет равных. Два года назад вышла отдельная книга с мужскими “ню”, As I see It, — более двухсот пятидесяти работ. Новая работа фотографа Just Between Us/”Cтpого между нами” ожидается этой весной. Ее название напрямую соответствует содержанию. Все фотографии сделаны при участии только одного молодого человека, тоже Грега. “Когда Грег и я все более и более продвигались в глубины наших фотографических отношений, скажем так, то вскоре стало очевидно, что для того, чтобы завершить эту работу с той же одержимостью, с какой все начиналось, нам также необходимо будет включить сексуальный аспект индивидуальности Грега”.

Ню-фотографии Гормана напоминют нам античность и к школу классицизма. Традиционное противостояние интелекта и сексуальности в них несомненно разрешено. Великолепные чувственные фигуры замерли точно в танце. Будто высеченые из мрамора резкими черными тенями, они могли бы стать рельефами Кановы или Торвальдсена. Их главный герой Тони Ворд совершенно свободно чувствует себя обнаженным. Прекрасный пример — работа “Аарон, Красная скала”. Фигура юноши, уткнувшегося головой в колени — явная ссылка на художественную школу 19 века, в особенности на Фландрина, “Юноша около моря”. Многие фотографы начала 20 века обращались к этому сюжету. “Быстрый” также доказывает близкое знакомство фотграфа с академической школой. При этом Горман не боиться иронизировать, используя в качестве модели порно-звезду Джефа Страйкера, известного своим великолепным телосложением. Горман включает в свою игру и зрителя, которому дается возможность саамому домыслить недостающие части фотографии. На крупных планах лица — это волнующее тело, на портрете Дэвидида Хокни, повернутого к нам спиной, — глаза. Ряд фотографий, это ирония над равенством полов, на них фотогаф изобразил видения с чертами и мужчины, и женщины.

В своих работах Горман по-максимуму использует аутсайдеров. Он снимает своих друзей, лица которых не знакомы широкой публике, например, канадский артист Лукас, которого фотограф называет сущим богом. Люди в этой книге нарочно противопоставлены друг другу, как, например, две великих старых “леди”: Бетти Дэвис и Квентин Крисп. На великолепных фотографиях 90-х лица и тела будто перенесены из повседневной реальности в другие прекрасные миры. Своих моделей Горман делает актерами новой Человеческой комедии.

Горман работал над рекламными кампаниями для фильмов «Пираты Карибского моря», «Тутси», а также фильма-победителя Key Art Award «Перл Харбор» и многих других. Для совместного проекта Disney и американской ассоциации туризма Грег объехал всю Америку за 45 дней, засняв жизнь 50 штатов. Результатом его работы стало видео «Мы Люди».

Спасибо

©