Дэвиду Сайднеру было 17 лет, когда он покинул Лос-Анджелес и отправился в Париж, чтобы работать фотографом. Свою первую обложку журнала он снял в 19 лет, а первую персональную выставку провёл в 21 год. Эксклюзивный двухлетний контракт с домом Yves Saint Laurent подписал в 22 года. В течение следующих двух десятилетий Сайднер с одинаковым успехом создавал коммерческие и художественные фотографии, пока не умер в 42 года от осложнений, вызванных СПИДом, с которым боролся на протяжении 15 лет.
К редакционным заданиям и рекламным кампаниям Сайднер подходил с той же изобретательностью и креативом, что и к личным проектам. Музыка Джона Кейджа вдохновила его на эксперименты в фотографии с разделёнными лицами, отражениями и осколками.
Фрагментация, наложение и мультиэкспозиция укоренились в его стиле, впервые появившись в 1986 году в Великобритании в фотосессии для Harper’s&Queen, когда он запечатлел моделей и платья в виде отражений в зеркальных осколках. Контрабандировать искусство на страницы модных журналов – такова была цель Сайднера, хотя он прекрасно отдавал себе отчёт в настроениях обывательской среды: «Vogue сводит старых мастеров к «элегантности в искусстве». Люди не ходят в туалет, у них нет нервных срывов, нет алкоголизма, этот мир герметичен…».
Дэвид Сайднер, автопортрет, 1992.
Сайднер испытывал большой интерес к прошлому, к истории фотографии и живописи. В 1990-х годах, изучая историю искусства и литературу, ему нравилось привносить в своё творчество то, что он называл «философским ракурсом». Его фотографии, содержащие отсылки к живописи и скульптуре, имели большую известность. Любовь к античной Греции и поиски красоты вдохновили его создать серию ню, для которой позировали друзья, знакомые и друзья друзей фотографа. Сайднер снимал на чёрном фоне обнажённых мужчин и женщин, используя боковое освещение, подчёркивающее мышцы и изгибы тел, напоминающих греческие мраморные скульптуры атлетов, богов и богинь.
Некоторые эксперты критиковали работы Сейднера, усматривая в них формализм, выраженный в крайней утончённости композиций и тягу к линейному, каллиграфическому определению тела. На что фотограф отвечал, что ничего не пытался выразить, а просто искал то самое «мгновение, которое греки называли Кайросом (древнегреческий бог мига удачи, который всегда наступает неожиданно и поэтому им очень трудно воспользоваться), абстрактную реальность».
Сайднер снял серию портретов известных художников, запечатлев их на абсолютно чёрном фоне и использовав процесс платиновой фотопечати. Для другой роскошной серии он сфотографировал потомков британских и американских аристократов, чьи элегантные портреты на рубеже веков написал Джон Сингер Сарджент. Этими работами он почтил художника, не копируя картины: «Больше всего меня интересует то, что пробуждает дух картины сквозь складку ткани, положение рук, качество света на коже». Портрет Хелены Бонэм Картер из этой серии отобрали в число 100 великих фотографий века и показали на выставке в Национальной портретной галерее в Лондоне, а также удостоили премии имени Альфреда Эйзенштадта «Фотография года» (1999).
Хелена Бонэм Картер, 1998.
На протяжении 1980-90-х годов работы Дэвида Сайднера влияли на всю индустрию модной фотографии. Его снимки публиковались в Harper’s Bazaar, Vanity Fair, Vogue, Harper’s&Queen, The New York Times. Теперь они хранятся в музеях и крупных частных коллекциях по всему миру. Последним проектом Сайднера стала серия фотографий орхидей, которую он снимал в 1999 году.
Вполне естественно, что после многих лет в Париже, проведённых за фотографированием платьев, я оказался во Флориде, снимая орхидеи, – говорил Сайднер. – Это же «от-кутюр», созданный природой.
Свадебное платье Лакруа, 1993.
За дверью, 1986.
Зеркало, 1986.
1986.
Даниела Стиниа, 1987.
1986.
В ванной комнате, 1986.
1990.
Перед зеркалом, 1986.
1986.
Бетти Лаго, мадам Гре, 1985.
Бетти Лаго, Унгаро, 1985.
Бетти Лаго, Шанель, 1985.
Ан Дуонг, Жан Пату, 1986.
Тая Турман, Мадам Гре, 1980.
Фрэнсин Хауэлл, Аззедин Алайя, 1986.
1985.
Тина Чоу, 1981.
Даниэла Стинеа, шляпа Jacques Le Corre, Vogue, 1987.
Жак Фат «Каран д’Аш», 1990.
Драгана Кунядич, 1988.
Бетти Лаго, Аззедин Алайя, 1986.
Модная шляпа, диптих, 1984.
Ив Сен-Лоран, 1986.
Расима, 1985.
Расима, 1985.
Танцоры, 1993.
Ню, 1993-94.
Ню, 1994.
Даниэль Эзралов, 1994.
Ню, 1994.
Шарлотта Флоссо, Ромео Джильи, 1991.
Шляпа от Ив Сен-Лоран, 1984.
Тина Чоу, 1980.
Бетти Лаго, Аззедин Алайа, 1986.
Мадам Гре, 1991.
Тереза Бахи, французский Vogue, 1987.
Дебора Кляйн, мадам Гре, 1986.
Итальянский Vogue, сентябрь 1997.
Лара Харрис, Диор, 1985.
Слева направо: Пиа Гетти, Александра фон Фюрстенберг, греческая принесса Мари-Шанталь, 1995, Vanity Fair.
Хонор Фрейзер, 1994.
Ан Дуонг в наряде от Ив Сен-Лоран, 1986.
Александра фон Фюрстенберг, 1995.
Луиза Нери, 1994.
Бернадетт Юрковски, 1995.
Рэйчел Фейнштейн.
Амира Казар.
Ив Сен-Лоран, 1983.
Энн Рохарт, Ив Сен-Лоран, 1983.
Франсин Хауэлл, Аззедин Алайа, 1986.
Ив Сен-Лоран, мозаика, 1987
Франсин Хауэлл, Аззедин Алайа, 1987.
Роковая женщина, 1987.
Роковая женщина, 1987.
Vogue, сентябрь 1987.
Ив Сен-Лоран, 1983.
Адель Лутц, новое лицо, 1986.
Кэролайн Эллен.
Dovanna, 1986
Палома Пикассо.
Гитара, 1985.
источник