Филипп Янкoвcкий — пepвaя глaвнaя poль в кинo. Жизнь и cмepть, любoвь и кapтoшкa

После фильма «Верой и правдой» Андрей Смирнов ушел из кинорежиссуры. Зарабатывал тем, что писал пьесы и сценарии. По двум сценариям были поставлены фильмы, в том числе один из лучших советских фильмов эпохи заката советского кино — «Сентиментальное путешествие на картошку.» Фильм снял в 1985 г. выдающийся советский кинооператор Дмитрий Долинин. На экраны картина вышла в сентябре 1986 г.

Ровно за десять лет до начала съемок «Сентиментального путешествия» в 1975 г. вышел фильм Сергея Соловьева «Сто дней после детства». Один из шедевров советского кинематографического романтизма.

Та же самая тема, что и в «Сентиментальном путешествии» — школьное детство закончилось, впереди настоящая взрослая жизнь. И, если «Сто дней» можно отнести к образцу русского романтизма, то «Сентиментальное путешествие» — практически идеальное произведение в стиле, казалось бы уже забытого к тому времени, русского сентиментализма.

Не знаю специально ли Смирнов так построил сюжет или все получилось само собой, но сценарий написан по всем канонам русского сентиментализма, как писали романы в начале ХIХ века. И явные аллюзии со «Страданиями юного Вертера» Гете и «Бедной Лизой» Карамзина.

А что вы хотите? Все уже написано до нас. Остается только «осовременивать» классические сюжеты. Да и само название фильма «Сентиментальное путешествие на картошку» отсылает к роману основоположника жанра сентиментализма английского писателя Лоренса Стерна «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии», опубликованному еще в 1786 г.

Если коротко, то сентиментализм основное внимание уделяет душевному миру человека, на первом месте стоят чувства, а не разум и гражданские идеи. Четкое различение положительных и отрицательных героев. Первые демонстрирует непосредственные искренние чувства, а вторые – это эгоистичные лжецы, потерявшие свое естественное начало. Но, несмотря на это, отрицательным героям дается возможность вернуться к истинной естественности и стать положительным персонажем. Утверждается культ природы, культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности и богатого духовного мира представителей простого народа.

Вот все эти признаки стопроцентно присутствуют в фильме Дмитрия Долинина и Андрей Смирнова «Сентиментальное путешествие на картошку». И усиливает сентиментализм фильма прекрасная музыка композитора Виталия Черницкого, ставшего широкого известным за три года до этого после фильма Динары Асановой «Пацаны», где он был автором музыки и песен.

В некотором плане этот фильм можно рассматривать как, выражаясь по современному, приквел к фильму Андрея Смирнова «Осень». Ведь герои «Осени» расстались в юности из-за того, что героиня посчитала героя слишком уж непрезентабельным — уши торчат и рот постоянно открыт. Нашла себе другого.

Простой сюжет. Спортивный мальчик, баскетболист Петя Карташов поступает после школы в институт. И сразу же после поступления весь его первый курс отправляют в деревню на уборку картошки. Обычная советская практика шефская помощь селу. Главную роль Петра Карташова играет Филипп Янковский, сын Олега Янковского.




Вот такой фотопортрет отца и сына был на многих настенных плакатах табель-календарях, выпускаемых Бюро по пропаганде советского кино в середине 70-х годов.

В 1985 г. Филиппу Янковскому 17 лет, он ровесник своего героя Петра Карташова, и это его первая главная роль в кино. Он не единственный «звездный ребенок» в этом фильме. Другую главную роль играет падчерица Александра Демьяненко Анжелика Неволина, а второстепенную мужскую играет Вася Арканов, сын писателя Аркадия Арканова.


И что характерно, как таковой роли у Филиппа Янковского нет. Есть молоденький симпатичный мальчик, которому совершенно нечего играть. У него минимум диалогов и вообще нет монологов. Молоденький симпатичный мальчик просто ходит и смотрит. Вот так.


Глаз ему деревенский хулиган Игорь подбил. А смотрит он тна Аню Баскину, которая тоже приехала убирать картошку. Когда Петр убегал от хулиганов, то толкнул Аню в огромную лужу. Его сокурсники смеются — теперь он должен на ней жениться. Вот на этом ангеле, сходящем ему на встречу с небес.


Аня в исполнении Анжелики Неволиной.

Потом он смотрит вот так, слушая любовные приключения однокурсника Лехи Воронца.


Потом вот так. Это он впервые видит, как умирают человек, баба Зоя, с которым он еще вчера шинковал капусту.

Вот у остальных героев, даже второстепенных, роли более драматургически насыщены, а у главного героя — никакой драматургии. И потому изображать Филиппу Янковскому ничего не надо. Просто ходи и смотри.

А все потому, что его герой — это симпатичная форма, но пока не наполненная никаким содержанием. Содержанием он еще только должен наполниться. Школа закончилась, началась жизнь. Что он до этого видел — спортсмен, две тренировки в день, еле до кровати дотащишься. Школьная программа? Да, проходил, и все мимо. Спортивная фигура, смазливая мордашка и пока ничего. Чистая, доверчивая душа. Этакий юный Вертер, поехавший на природу, на уборку картошки. Поэтому будем считать, что юный актер со своей задачей вполне справился.

Вот Петр едет в автобусе с однокурсниками в деревню. И спит. Ему еще предстоит проснуться в этой новой жизни. И толчком станет вон та, в красной шапочке. Унылая осенняя природа Псковщины, сентиментальная мелодия Виталия Черницкого, предчувствие новой жизни.


А природа, конечно, еще та. Слякоть, грязь, лужи. Унылая пора, и никакого очарования в это осенней русской деревне.




Ищут магазин с новоявленным приятелем, однокурсником Васей в поисках магазина. Надо же отметить приезд. И все это более опытный Вася предложил, сам он тоже из деревни.

Потащил Вася Петра в сельский клуб на танцы. А там к Петру, как и положено, деревенские пристали.


«Слышь, спичку дай». И сразу же Петр получает в торец. А там еще трое деревенских. Приходится делать ноги.

Деревенского парня Игоря, что пристал к Петру играет Сергей Русскин, на сегодняшний день один из самых талантливых российских острохарактерных актеров. Это одна из первых его ролей в кино. Незабываемый образ. И даже не скажешь, что это отрицательный герой. Нет, он и не отрицательный. и не положительный. Он деревенский. А деревенские городских всегда должны гонять, особенно, когда городской один, а их толпа. Закон жизни.


А потом мальчик Петя с ходу влюбляется в девочку Аню, которая даже читала Достоевского, о котором Петя помнит, что проходил по школьной программе, но что там к чему — полный провал. Девочка Аня очень гордая и умная, и в Петю не собирается влюбляться. Так погулять, но не по-деревенски, еще можно, и все.

И если мальчик Петя это «юный Вертер», то по ходу фильма девочка Аня оказывается «бедной Лизой.


У Анжелики Неволиной даже некоторое сходство с известным портретом Ореста Кипренского «Бедная Лиза.»


Пока Аня крутит хвостом перед Петей, манипулируя и забавляясь этим простодушным мальчиком, судьба готовит ей жестокую месть. Но с начала о других сокурсниках Петра. Великолепно подобранные типажи.




Староста группы, только что демобилизованный Николай Проскурин в исполнении Николая Устинова. Настоящий мужик. Сильный. Хулигану Игорю за Петра он половину зубов выбьет.


И появляется пятый сокурсник — Леха Воронец, обаятельнейший авантюрист и бабник, имеющий очень разнообразный житейский опыт и шоферские права.


Воронца играет Петр Семак.

И вот этот коварный обольститель влюбит в себя такую же неопытную в житейском плане, как и Петр, Аню. Но как только Леха соблазнит Аню, практически на глазах у умирающего от ревности Петра, так сразу же и потеряет к ней интерес. Совсем, как у Карамзина, где в принципе неплохой Орест потерял интерес к бедной Лизе после того как… И как бы там даже Аня и не забеременела бы… В общем, Аню настигла карма за то, что она так, походя, игралась Петром. Она, впрочем, и сама это понимает.

А Петр все время ходит, наблюдает, впитывает, пустая форма заполняется содержанием, глаза становятся все более внимательными и острыми. Воспитание чувств.

Но не это самое главное фильме. Не эта сентиментальная история «юного Вертера» и «бедной Лизы». Ведь по канонам сентиментализма надо показать врожденную нравственную чистоту и богатый духовный мир простого народа. Андрей Смирнов в главном эпизоде своего фильма «Осень», сцене в пивной, попытался раскрыть эту тему. Но в «Сентиментальном путешествии на картошку» он уже развернулся во всю.

Убогая псковская деревня, старые, покосившиеся бедные дома. Как их отстроили бабы сразу после немецкой оккупации, такими они и стоят сорок лет спустя. Грязь, осенняя чухонская слякоть, полуразваленный коровник. Но какие же там живут люди. Что ни образ — то бриллиант.


Дед Серега, хозяин дома, у которого остановились наши герои-однокурсники. Что-то подобное вырастит из местного Игоря. Маленький ростом, но чрезвычайно боевой и духовитый характер, ни одна драка в селе, а жителей его звали «бедовские», не обходилась без него. Первый раз сел в 15 лет, свояку в драке череп раскроил. Потом со знакомым счетоводом пропил колхозную кассу. В войну был минометчиком. И сейчас не упустит возможности выпить за чужой счет.. Достовернейшее исполнение московского театрального актера Федора Михайловича Валикова.


Баба Зоя в исполнении ленинградской театральной актрисы Евгении Баркан. Простодушная хитрюга, которая выдала дом деда Сереги за свой и сдала нашим пятерым студентам по очереди для жилья. Они то хотели поселиться в одиночку. но баба Зоя сдала сначала одному, потом другому. потом еще двоим. В итоге нежданно-негаданно парни оказались вместе, как в казарме. Вот такие, как баба Зоя и тянули на себе нашу деревню без мужиков. Они то на войне, то в городе на отхожем промысле. А какая деревня без мужика. А вот такая — женская. Потому и гонят городских помогать селу.


Соседка бабы Зои и деда Сереги, доярка тетя Тося. Тоже без мужа. Исполняет ленинградская актриса Эльвира Колотухина. Это она заглядывается как дембель. староста группы Николай дрова рубит. Им бы с бабой Зоей такого солдата в хозяйство. Она ведь еще и не такая старая. Лет сорок, не больше.



А потом городские студиозусы с бабой Зоей и тетей Тосей сядут заготавливать капусту на зиму и будут раскрыв рот слушать их рассказы о прошлой деревенской жизни, начиная с крепостного права, чего ни в одной книжке никогда не прочитают.

А потом добрейшая баба Зоя неожиданно умрет, прямо глазах у Петра. И кроме наших студентов из мужиков в деревне пособить на похоронах будет некому. На следующий день после похорон надо уезжать. И вроде как вся эта деревенская русская убогость им стала родной, и накатила на них светлая ностальгия. Но за окном уже сигналит автобус.


И только три пустых стакана из под чая остаются после них на дощатом столе.

И закольцовывается сюжет. Опять показывают автобус, в котором едет Петр. И он уже не спит. Форма постепенно заполняется содержанием. Первая несчастная любовь, первая смерть на его глазах хорошего человека, первый физический труд на свежем воздухе, первые настоящие мужские взаимоотношения. Мальчик начинает становтся мужчиной. И все это под прекрасную сентиментальную музыку Виталия Черницкого.


Вот еще один вариант этого трека.


А вообще-то это песня Виталия Черницкого «Любовь и музыка», написанная в 1983 г. Вот ее вариант с использованием отрывков из фильма «Дубравка». Хотел в свое время вставить его в статью о «Дубравке», но там и так было много музыкальных роликов.


Подводим итог. Один из лучших советских фильмов начала угасания советского кино. Великолепнейшая мелодрама и энциклопедия позднесоветской деревенской жизни. Замечательный сценарий, замечательная экранизация, блестящиая актерская работа. Кто не смотрел — обязательно посмотреть, кто видел — пересмотрите. Там столько смыслов и нюансов, что каждый раз открываешь что-нибудь новое.



По материалам — Старое кино от Хозяина тайги

©